Вопреки общепринятому мнению, первые человеческие общества (охотников-собирателей) отличало равенство полов — и исчезло оно только при переходе к сельскому хозяйству. Об этом говорится в гипотезе, основанной на наблюдениях за современными народами, сообщает журнал Science.
Узнайте больше в полной версии ➞В качестве маркера влияния мужчин и женщин в обществе антрополог Марк Дибл (Mark Dyble) выбрал решения о том, чьи родственники должны жить в одном лагере охотников-собирателей. Когда главную роль играет один из полов (обычно это мужчины), вместе собираются близкие родственники, а чужих стараются не подпускать. И наоборот: при равенстве полов шансы оказаться вместе с малознакомым человеком вырастают.
Вооружившись этой моделью, антропологи отправились на двухлетний полевой сезон — наблюдать за жизнью двух народов: 191 паланан-акта (Филиппины) и 103 пигмеев мбенджеле (Центральная Африка). Для сравнения ученые собрали данные по соседям акта — земледельцам паранан, чью культуру отличает патриархат. Наблюдения подтвердили исходную гипотезу: количество не являющихся родственниками индивидов среди охотников-собирателей оказалось примерно в четыре раза выше, чем у земледельцев (16,7 против 4,2 процента).
«Когда мужчины и женщины принимают решения на равных, у вас не получаются группы из четырех-пяти братьев с семьями. Равенство полов способствует более широким социальным связям, большему разнообразию брачных партнеров», — отметил Дибл. Кроме того, равенство полов и расселение родственников по разным местам расширяют количество поселений, где у человека есть близкие. Это способствует взаимопомощи и обмену информацией на расстоянии, таким образом подстегивая развитие человеческого общества.
По мнению Дибла, именно равенство полов помогло человеку вырваться вперед по сравнению с другими приматами. «Шимпанзе живут в агрессивных обществах, где всем заправляют самцы. В результате эти обезьяны видят в своей жизни слишком мало самцов-чужаков, чтобы научиться новым навыкам», — заявил ученый.
Переход к патриархату, вероятно, произошел уже в неолите при появлении земледелия и скотоводства. Тогда люди впервые научились аккумулировать экономически значимые ресурсы (зерно, скот), брать несколько жен и использовать накопленные ценности для создания союзов с родственниками мужского пола.
При этом далеко не все антропологи согласились с выводами Дибла. Слишком рискованно делать выводы о первобытных обществах на основе современных охотников-собирателей. Эгалитарность последних часто связана с распадом традиционной культуры и общества под влиянием современной цивилизации, отмечает специалист по койсанским народам Полли Висснер (Polly Wiessner) из Университета Юты.