«Вымпелком» (торговая марка «Билайн») совместно с несколькими банками реализует пилотный проект по оценке потенциальных заемщиков (скорингу) на основании анализа данных о своих абонентах. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на банковском рынке, в проекте участвуют около 20 банков.
Узнайте больше в полной версии ➞Предполагается, что оператор будет продавать кредитным организациям скоринг-балл, сформированный на основании данных о потребительском поведении клиента. В «Вымпелкоме» информацию о запуске пилотного проекта подтвердили, однако отметили, что о коммерческой эксплуатации говорить пока рано.
По словам источника, «Вымпелком» намерен использовать не только информацию о платежах клиента за мобильную связь и оплате услуг со счета мобильного оператора, но и данные, полученные с помощью геолокации. В частности, где клиент совершает покупки, ездит ли за рубеж, пользуется ли автомобилем или перемещается только на общественном транспорте и так далее. «Понятно, что если клиент пытается взять кредит на автомобиль премиум-класса, но ни разу не ездил за границу, живет в спальном районе и регулярно осуществляет покупки в магазинах экономкласса, его доходы могут быть не настолько высоки, как он заявляет», — рассказал источник.
На презентации сервиса для банков, по его словам, упоминалась и возможность использовать для анализа информацию об окружении абонента — по находящимся поблизости мобильным телефонам. При этом в «Вымпелкоме» отказались комментировать, действительно ли для скоринга используются все эти данные.
В МТС сообщили, что будут оценивать риски заемщика на основе анализа данных о его отношениях с оператором, например частоты смены номера, числа случаев вхождения в блокировку номера, регулярности пополнения баланса.
Участники банковского рынка считают, что «мобильный скоринг» будет полезен, хотя и не заменит данные бюро кредитных историй. По мнению специалистов, юридических рисков при такой схеме взаимодействия не несут ни операторы, ни банки. «Закон "О персональных данных" не запрещает юрлицам обмениваться некоей цифровой комбинацией по конкретному абоненту, если на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам есть согласие клиента», — отметил управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев.
Как выяснило издание, проект «Вымпелкома» не уникален. В частности, в МТС заявили, что уже провели аналогичный пилотный проект по скорингу абонентов с несколькими банками. Сейчас оператор завершает реализацию технической стороны вопроса оценки рисков заемщика и планируют предложить готовый продукт до конца года. В «Мегафоне» сообщили, что осваивают технологию еще с 2013 года. Однако подобные проекты в компании не считают приоритетными с точки зрения экономической отдачи.
В ряде банков изданию неофициально подтвердили участие в проектах операторов. Операторы «большой тройки» стоимость своих скоринговых услуг не раскрыли.