Минкомсвязи впервые поставило СМИ оценки за грамотность

Министерство связи и массовых коммуникаций обнародовало рейтинг грамотности наиболее популярных российских СМИ, составленный Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина и компанией ABBYY.

Лидерами по количеству ошибок стали еженедельник «Аргументы и факты» (две ошибки на одну страницу), НТВ (13 ошибок в час) и радиостанция «Коммерсант FM» (11 ошибок в час). Наиболее грамотными эксперты признали «Ленту.ру», «Известия», «Радио России» и телеканал «Россия 1».

В исследовании принимали участие не все СМИ, а только 17 печатных и онлайн-изданий, 3 новостных агентства, 5 телеканалов и 7 радиостанций. Специалисты проанализировали «тексты СМИ, которые составляют около 85 процентов федерального лингвистического поля»: 15,6 тысячи статей, более 350 тысяч предложений печатных текстов, а также свыше 200 теле- и радиопередач (в общей сложности 120 часов эфира).

СМИ распределили по четырем уровням грамотности. В первом эшелоне — «Лента.ру» и «Известия», которые в среднем делают одну ошибку на три страницы. «Четверки» получили «Интерфакс», «Ведомости», «Аргументы недели», РИА Новости, «Российская» и «Независимая» газеты, РБК, «Коммерсантъ», «Газета.Ru», журналы «Эксперт», «Деньги», «Власть» и «Профиль». Эти СМИ в среднем допускают одну ошибку на две страницы. В числе «троечников» оказались «Московский комсомолец», «Огонек», ТАСС и «Комсомольская правда» — у них ошибки есть на каждой странице.

Чаще всего, по словам экспертов, у СМИ страдает орфография. Самым распространенным недочетом является ошибка согласования в предложениях, когда неверно используются окончания членов предложения или неправильно употребляются предлоги.

При анализе теле- и радиоэфиров лингвисты обращали внимание на стилистические ошибки (неуместное использование просторечий, диалектов и жаргонизмов — «щас обсуждали», «все чё-то ждали», «ужасающее фуфло»), излишние заимствования (ok, message, off-road), лексические и грамматические ошибки, неправильное ударение (например, «укрАинский» вместо «украИнский»), употребление слов-паразитов («как бы», «вот», «ну»).

В целом подавляющее большинство ведущих федеральных изданий демонстрируют неплохое знание русского языка и владение им, отмечают в министерстве.

«Многие эксперты полагали, что результаты будут куда хуже, но это не повод для самоуспокоения. Сотрудники медиа должны знать родной язык не на "хорошо", а на "отлично", — считает замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.

Волину принадлежит инициатива создать рейтинг грамотности российских СМИ. В октябре 2014 года он предложил реанимировать премию «Золотой типун» для наиболее безграмотных СМИ.

Обсудить

Не твой, вот и бесишься
Что нужно продать, чтобы купить новый MacBook Pro 2016
Допрыгались
История любви мальчика и его пернатого друга: обзор игры The Last Guardian
Без царя в голове
Историки о причинах и последствиях событий 1917 года: спецпроект «Ленты.ру»
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Кровавая пенсия
Чем занимаются знаменитые преступники, ушедшие на покой
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Кёрлинг по-крупному
Массовые аварии и другие скользкие видео в честь прихода зимы
Самые продаваемые автомобили в России
25 самых популярных автомобилей ноября 2016 года
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
От роддома до могилы
Тайны фамильных особняков, в которых живут поколения фермеров и журналистов
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями