Минкомсвязи впервые поставило СМИ оценки за грамотность

Министерство связи и массовых коммуникаций обнародовало рейтинг грамотности наиболее популярных российских СМИ, составленный Государственным институтом русского языка имени А.С. Пушкина и компанией ABBYY.

Лидерами по количеству ошибок стали еженедельник «Аргументы и факты» (две ошибки на одну страницу), НТВ (13 ошибок в час) и радиостанция «Коммерсант FM» (11 ошибок в час). Наиболее грамотными эксперты признали «Ленту.ру», «Известия», «Радио России» и телеканал «Россия 1».

В исследовании принимали участие не все СМИ, а только 17 печатных и онлайн-изданий, 3 новостных агентства, 5 телеканалов и 7 радиостанций. Специалисты проанализировали «тексты СМИ, которые составляют около 85 процентов федерального лингвистического поля»: 15,6 тысячи статей, более 350 тысяч предложений печатных текстов, а также свыше 200 теле- и радиопередач (в общей сложности 120 часов эфира).

СМИ распределили по четырем уровням грамотности. В первом эшелоне — «Лента.ру» и «Известия», которые в среднем делают одну ошибку на три страницы. «Четверки» получили «Интерфакс», «Ведомости», «Аргументы недели», РИА Новости, «Российская» и «Независимая» газеты, РБК, «Коммерсантъ», «Газета.Ru», журналы «Эксперт», «Деньги», «Власть» и «Профиль». Эти СМИ в среднем допускают одну ошибку на две страницы. В числе «троечников» оказались «Московский комсомолец», «Огонек», ТАСС и «Комсомольская правда» — у них ошибки есть на каждой странице.

Чаще всего, по словам экспертов, у СМИ страдает орфография. Самым распространенным недочетом является ошибка согласования в предложениях, когда неверно используются окончания членов предложения или неправильно употребляются предлоги.

При анализе теле- и радиоэфиров лингвисты обращали внимание на стилистические ошибки (неуместное использование просторечий, диалектов и жаргонизмов — «щас обсуждали», «все чё-то ждали», «ужасающее фуфло»), излишние заимствования (ok, message, off-road), лексические и грамматические ошибки, неправильное ударение (например, «укрАинский» вместо «украИнский»), употребление слов-паразитов («как бы», «вот», «ну»).

В целом подавляющее большинство ведущих федеральных изданий демонстрируют неплохое знание русского языка и владение им, отмечают в министерстве.

«Многие эксперты полагали, что результаты будут куда хуже, но это не повод для самоуспокоения. Сотрудники медиа должны знать родной язык не на "хорошо", а на "отлично", — считает замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.

Волину принадлежит инициатива создать рейтинг грамотности российских СМИ. В октябре 2014 года он предложил реанимировать премию «Золотой типун» для наиболее безграмотных СМИ.

подписатьсяОбсудить
00:02 24 августа 2016

Утопия олдфага

Как представлял интернет создатель первого веб-сайта в конце 1980-х годов
Ху из Ху
Откуда растут корни китайских брендов
Собаки и коты
Самое крутое автомобильное видео августа
Равно правые
Длительный тест четырех компактных кроссоверов
Новые «Лады»
Вседорожная «Веста», спортивный XRay и другие премьеры «АвтоВАЗа» на ММАС
Дно Олимпиады
Проблемы Рио похлеще допингов и переломов
«Я не позволяла себе ничего, каждая копейка уходила на кредит»
Рассказ россиянки, купившей не одну квартиру при зарплате в 40 тысяч рублей
Камерная дача
10 фактов о доме в Форосе, ставшем тюрьмой для Горбачева
До чего докатились
Как выглядят лица людей, съехавших с небоскреба
Бабушкино наследство
Вся недвижимость кандидата в президенты США Хиллари Клинтон