В архивах Кембриджского университета обнаружили черновики австрийского писателя Артура Шницлера, по «Новелле о снах» которого Стэнли Кубрик снял фильм «С широко закрытыми глазами». Об этом сообщает The Guardian. Расшифровка записей литератора, осложненная неразборчивостью его почерка, позволила выявить альтернативный финал истории, который отличается и от книжного, и от экранного.
Узнайте больше в полной версии ➞Выяснилось, что новелла должна была закончиться на печальной ноте: узнав наутро об измене своего мужа Фридолина, Альбертина прогоняет его из дома. В окончательном варианте книги и в фильме герои мирятся друг с другом и готовятся встретить вместе новый день. Кроме того, Фридолин в черновиках Шницлера все же совершает прелюбодеяние, а в известных версиях он не решился на измену супруге.
Также ученым удалось разузнать, что сцена оргии в финальной части истории была изначально описана в малоизвестной пьесе Шницлера «Далекая страна», позже адаптированной Томом Стоппардом для одного из лондонских театров. Судя по черновикам, пьеса была сочинена в 1908 году — за 17 лет до публикации «Новеллы о снах».
Всего в Кембриджском университете удалось найти 40 тысяч листов архива Шницлера. Над ним работает команда экспертов из Великобритании, Германии и Австрии, на полную расшифровку может уйти несколько лет. Отмечается, что рукописи попали в Кембридж во время Второй мировой войны и хранились там до настоящего времени нетронутыми.
В оригинальном романе повествуется о молодых супругах Фридолине и Альбертине, которые признаются друг другу в сторонних увлечениях и сексуальных фантазиях. Вслед за этим герой вовлекается в ряд случайных событий, которые приводят его на закрытый бал-маскарад — сексуальную оргию людей из высшего общества. Фридолин проникает туда инкогнито, но его раскрывают и изгоняют, после чего он возвращается к супруге. Та рассказывает ему сон, повторяющий его приключения. Новелла таким образом оставляет вопрос — произошедшее с героем было реальностью или фантазией?
Картина Кубрика «С широко закрытыми глазами» вышла на экраны уже после смерти режиссера в 1999 году. Главные роли в ней исполнили Том Круз и Николь Кидман, на тот момент состоящие в браке. Лента получила смешанные отзывы, одни называют ее провалом Кубрика, другие — его последним шедевром.