Министерство экономического развития РФ выступило за уход с рынка проблемных авиакомпаний, которые не могут решить проблему убытков. Об этом пишет в четверг, 6 августа, «Коммерсантъ».
Узнайте больше в полной версии ➞Ведомство Алексея Улюкаева проанализировало тенденции в гражданской авиации и пришло к выводу, что отрасли не удалось преодолеть последствия кризиса 2008 года. Как следует из анализа, убытки пяти крупнейших авиакомпаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «Уральские авиалинии», «Россия») по РСБУ по итогам 2014 года составили 25 миллиардов рублей, а по итогам первого квартала 2015 года — уже 18 миллиардов рублей. При этом долг перед банками двух из пяти перевозчиков (исходя из отчетности по МФСО, речь идет о «Трансаэро» и «ЮТэйр» — прим. «Ленты.ру») превысил 150 миллиардов рублей.
«Мы предлагаем пересмотреть методы господдержки для авиакомпаний, которые вместе с кредитами госбанков на покупку самолетов "подзагнали" всю отрасль, включая аэропорты и авиастроение, вместо того чтобы после кризиса 2008 года дать уйти неэффективным игрокам», — заявил замглавы Минэкономразвития Евгений Елин, курировавший мониторинг отрасли.
Авиакомпании, по словам Елина, расширяли за кредиты свои авиапарки в расчет на рост рынка авиаперевозок, прогнозы по которому не оправдались. Сейчас, как отметил чиновник, хроническая убыточность перевозчиков не позволяет им заказывать новые самолеты у российских производителей и погашать долги.
В Минэкономразвития полагают, что ряд крупных авиакомпаний неизбежно покинут рынок. Кризис в отрасли может обостриться осенью, считают в ведомстве и предлагают увеличить средства, зарезервированные для перевозок пассажиров на случай банкротств авиакомпаний.
Ожидается, что итоги мониторинга будут обсуждаться на заседаниях кабмина. «Если правительство поддержит наши предложения, госбанкам и лизинговым компаниям придется зафиксировать убытки, но это заставит их пересмотреть методы оценки рисков», — выразил мнение замминистра.
В начале февраля Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая крупнейших перевозчиков страны, обратилась с письмом на имя вице-премьера Аркадия Дворковича. В нем авиакомпании пожаловались на большие убытки по итогам 2014 года и предложили ряд мер для поддержки отрасли. За отправку письма проголосовали представители «ЮТэйр», «Трансаэро», «Уральских авиалиний», «Ямала» и «Волги-Днепра». Против высказались лишь «Аэрофлот» и «Сибирь».
В конце ноября 2014 года третья по объемам перевозок авиакомпания «ЮТэйр» допустила дефолт по облигациям и столкнулась с многочисленными исками от кредиторов и контрагентов. Долг перевозчика с учетом лизинговых платежей составляет почти 170 миллиардов рублей. Крупнейшими кредиторами авиаперевозчика являются «Альфа-банк» и Сбербанк.