Меры защиты предпринимателей от уголовно-процессуального давления на бизнес не работают — бизнесменов сажают все чаще. Об этом в письме к помощнику президента Андрею Белоусову написал бизнес-омбудсмен Борис Титов, сообщают «Ведомости».
Узнайте больше в полной версии ➞Титов утверждает, что дифференциация в уголовном кодексе видов мошенничества не привела к сокращению количества дел против представителей бизнеса. Напротив, по его словам, оно возросло с октября прошлого года на 65 процентов. Как отмечает омбудсмен, подобная тенденция стала наблюдаться после того, как Конституционный суд отменил статью об ответственности за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, хотя раньше такие споры эффективно разрешались в арбитражном суде.
Решением проблемы, по мнению Титова, могут стать только комплексные изменения в законодательстве. В частности, необходимо увеличивать сумму ущерба по «экономическим» статьям (которые нужно привести в соответствие с экономическими реалиями и инфляцией), а также освобождать от уголовной ответственности за экономические преступления, если они совершены впервые, а ущерб возмещен. Кроме того, омбудсмен предложил отменить норму о совершении преступления «группой лиц по предварительному сговору», как отягчающее обстоятельство, поскольку в любом бизнесе есть два лица — гендиректор и бухгалтер.
С октября 2014 года действует новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым статьям. Раньше это можно было делать только по представлению налоговой службы. Теперь инициатива о возбуждении уголовного дела в отношении предпринимателя может исходить и от правоохранительных органов.
В мае 2015 года Борис Титов передал президенту России Владимиру Путину пожелание предпринимательского сообщества о введении уголовного наказания в виде лишения свободы на десять лет за мошенничество при банкротстве банков.
Необходимость ужесточения наказания в этой сфере он объяснил тем, что проблема «затрагивает интересы других предпринимателей, которые держат счета в этих банках». Для остальных случаев мошенничества в предпринимательской деятельности представителям бизнеса, по словам омбудсмена, наоборот, нужно снизить максимальные сроки заключения с десяти до шести лет.
Тогда же, в мае, омбудсмен предлагал декриминализовать статьи в уголовном кодексе о незаконном использовании товарного знака, об уклонении от уплаты таможенных платежей, а также статью «Незаконное предпринимательство». Кроме того, он предлагал ввести ряд смягчающих норм в части административных правонарушений. Например, различать административные штрафы в зависимости от размера бизнеса, а также увеличить рассрочку уплаты штрафов с трех месяцев до года и снизить предельный срок административного приостановления деятельности предприятия с 90 до 10 суток.