Главного охотника за экзопланетами обвинили в сексуальных домогательствах

Джеффри Марси

Джеффри Марси. Фото: NASA / Media Telecon

Джеффри Марси (Geoffrey Marcy), один из ведущих астрономов США, рекордсмен по числу открытых экзопланет, и, возможно, один из номинантов на Нобелевскую премию по физике, оказался в центре скандала: его университет обвинил ученого в многочисленных сексуальных домогательствах к студенткам с 2001 по 2010 год. О ходе закрытого внутреннего расследования сообщило издание BuzzFeed, после чего последовала публичная реакция со стороны Марси и других заинтересованных лиц.

После жалоб четырех студенток на то, что Марси неоднократно вел себя неподобающим образом (делал им массаж, целовал и щупал против их воли), ученый получил выговор со стороны Калифорнийского университета в Беркли. Его призвали четко придерживаться установленных норм в будущих контактах со студентками и предупредили, что в противном случае его могут отстранить от преподавания или уволить.

Многие представители научного сообщества выразили недовольство и возмущение мягкостью дисциплинарного взыскания (а также поддержкой, которую Марси публично выразила руководитель его кафедры) и начали собирать подписи под онлайн-петицией в защиту жертв домогательств.

Источники BuzzFeed сообщили изданию, что о привычке Марси приставать к студенткам в университете было известно уже давно, но только критическая масса жалоб спустя много лет дала ход расследованию. «Его репутация “охотника за студентками” ни для кого не была тайной. Женщины предупреждали своих сокурсниц не выбирать Марси в качестве научного руководителя. Среди женской части кафедры об этом говорилось открыто», — рассказала Джессика Киркпатрик (Jessica Kirkpatrick), аспирантка кафедры в 2010-е годы.

Марси был одним из первых астрономов, начавшим открывать и изучать экзопланеты — планеты за пределами Солнечной системы. Он подтвердил открытие первой экзопланеты у солнцеподобной звезды (звезды главной последовательности) — 51 Пегаса b. После этого он открыл первую многопланетную систему у солнцеподобной звезды (Ипсилон Андромеды), первую экзопланету транзитным методом — HD 209458 b, такие известные экзопланеты, как Глизе 436 b и 55 Рака e. Марси получил множество научных наград и стал медиа-персоной.