«Российские железные дороги» (РЖД) отстают от плана в реализации проекта по приобретению тягового подвижного состава. Об этом говорится в пресс-релизе Счетной палаты (СП) России, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞Аудиторы СП выяснили, что по условиям заключенных дополнительных соглашений к договорам поставки локомотивов в 2015 году предусмотрены расходы в сумме 59,8 миллиарда рублей исключительно за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Но эта сумма на 14,8 миллиарда больше, чем РЖД привлекли из ФНБ, — 45 миллиардов рублей.
В Счетной палате обращают внимание, что паспорт проекта нуждается в доработке, поскольку «не соответствует плану мероприятий в части увеличения количества закупаемых локомотивов с 467 до 497 единиц». По данным СП, к 1 октября поставщикам локомотивов перечислены 38,5 миллиарда рублей, что составляет около 64 процентов от предусмотренного паспортом инвестиционного проекта. Таким образом, не выполнен показатель по финансированию закупок за девять месяцев. В результате при плане в 371 локомотив фактически было поставлено только 352.
«В документе не актуализированы макроэкономические показатели: дисконтированный срок окупаемости проекта увеличился на 1 год — с 24 до 25 лет (или на 4,2 процента), внутренняя норма доходности снизилась с 11,4 до 11,1 процента», — добавили в СП. Еще одна недоработка паспорта инвестпроекта, как указали в Счетной палате, связана с отсутствием в нем плана мероприятий, характеризующих реализацию обеспечения безопасности движения поездов.
Кроме того, в СП отметили, что соглашение о представлении отчетов и другой дополнительной информации о ходе реализации инфраструктурного проекта «Приобретение тягового подвижного состава» и использовании средств ФНБ между РЖД и Минтрансом не заключалось в связи с финансированием проекта через субординированный депозит ВТБ.
«Получается, что существующий механизм финансирования инвестиционных проектов реализуется уже с начала 2015 года. Перечислены огромные объемы средств. Однако порядок контроля и представления отчетности о реализации проектов и целевом использовании средств ФНБ до настоящего времени не определен», — резюмировал аудитор Валерий Богомолов.
В настоящее время обсуждается новая целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок, в рамках которой владельцы грузовых вагонов предлагают провести либерализацию локомотивной тяги — разрешить приобретать локомотивы частным компаниям для использования на инфраструктуре общего пользования (в настоящее время монополистом являются РЖД). В железнодорожной госмонополии традиционно еще при Владимире Якунине выступали против этой идеи. Модель должна быть представлена в правительство в первом квартале 2016 года.