Найдены безошибочно определяющие время смерти микробные часы

Ученые обнаружили универсальные часы, определяющие время смерти, — вне зависимости от типа почвы, в которой нашли труп, времени года или даже вида млекопитающих (к которому принадлежит умерший). Эти часы состоят из бактерий и грибов, разные виды которых с неизменной точностью начинают размножаться на разлагающемся в природных условиях трупе. О новом точном инструменте криминалистов сообщается в журнале Science.

Когда труп падает на землю, дикая природа получает гигантские запасы питательных веществ — жиры и белки выделяются на фоне обычных для лиственного опада углеводородов. На поглощение этой добычи выдвигаются определенные бактерии, грибы и нематоды.

Роб Найт (Rob Knight) из Университета Калифорнии в Сан-Диего и его коллеги показали, что поедающие труп микроорганизмы — ученые назвали это сообщество «некробиом», — меняются предсказуемым образом. Видовой состав некробиома, порядок появления и ухода микроорганизмов настолько единообразны, что криминалисты смогут точно определить время смерти по снятой с трупа пробе этих существ.

Биологи сравнили некробиомы мышей, трупы которых были оставлены в пустыне, на равнинах и в лесу, людей (два трупа разлагались на открытом воздухе летом, два — зимой). Выяснилось, что все трупы, независимо от родо-видовой принадлежности, колонизуются одними и теми же группами бактерий, прежде всего теми, что специализируются на потреблении жиров и белков, а также переработке азота.

Эти микроорганизмы присутствуют в почвах по всему миру, но обычно встречаются крайне редко. Умершие прямо над ними животные становятся для них манной небесной — и популяции данных организмов быстро вырастают.

Гипотезу о предсказуемом составе некробиома ученые планируют проверить на материале более представительной выборки, а также на других почвах (например, тропических).

Новый инструмент дополнит арсенал криминалистов, определяющих время смерти. В их распоряжении уже есть анализ химического состава почвы, эволюции внутреннего микробиома после смерти, а также стадий развития трупных мух (последний метод, впрочем, не работает зимой, когда насекомые встречаются гораздо реже).

Пусть полетает