На протяжении почти всей истории Южной Америки люди вели себя как обычный инвазивный вид животных или растений: быстро завоевывали новую природную среду, занимали в ней свою нишу, доходили до определенного предела, после чего экспансия резко останавливалась и популяция стабилизировалась. Только очень поздние изобретения, которые привели к становлению развитых цивилизаций, изменили данную модель. К такому выводу пришли авторы статьи в журнале Nature.
Узнайте больше в полной версии ➞Ученые из Стэнфордского университета обследовали 1147 археологических памятников (в первую очередь стоянки древних людей) на территории Южной Америки. Самые древние из них датируются 12-м тысячелетием до нашей эры (когда индейцы впервые добрались до континента), последние — рубежом старой и новой эры.
Оказалось, что примерно до седьмого тысячелетия до нашей эры люди очень быстро расселились по всей Южной Америке. Одновременно, судя по плотности поселений, наблюдался взрывообразный рост их численности.
Затем, подобно инвазивным видам, поглотившим легкодоступные ресурсы, популяции индейцев сокращались. Хронологически эта фаза совпадает с истреблением последней мегафауны (вроде гигантских ленивцев). Численность людей стабилизировалась и оставалась примерно на одинаковом уровне до начала третьего тысячелетия до нашей эры.
Потом начался рост, в итоге по своим темпам превысивший даже первоначальную экспансию. Вопреки популярному среди историков мнению, людям помогло не одомашнивание животных и растений, а крупномасштабное земледелие и переход к оседлому образу жизни (неолитическая революция).
«Если говорить об отношениях человека и окружающей среды, то бесконтрольная экспансия не является чем-то повсеместным в истории людей. Это недавнее явление. В Южной Америке только оседлость, а не стабильный источник продовольствия (сельское хозяйство) радикально изменило характер взаимодействия человека и природы», — заявила соавтор статьи Эми Голдберг (Amy Goldberg).