В 2015 году потребление бензина в России составило 35,4 миллиона тонн. Оно снизилось на 1,3 процента — это первое падение показателя за 15 лет. Соответствующая информация содержится в исследовании компании Vygon Consulting.
Узнайте больше в полной версии ➞Такая динамика не наблюдалась даже в кризис 2008-2009 годов, отмечают аналитики. Они прогнозируют, что в 2016-2017 годах потребление моторного топлива продолжит сокращаться из-за отсутствия оптимистичных экономических ожиданий и падения продаж автомобилей. Ожидаемое снижение — 3,9 процента в год.
При этом из-за падения нефтяных котировок российские автомобилисты могли бы платить за литр бензина на 9,9 рубля меньше (минус 31,5 процента), чем в 2014 году. Но топливо подорожало в результате снижения экспортных пошлин и обесценивания российской валюты. В 2015 году розничная цена бензина АИ-92 выросла на 6 процентов, до 33,3 рубля за литр.
Эксперты напоминают, что в апреле правительство подняло акцизы на бензин. «По нашим оценкам, это с некоторым временным лагом приведет к росту розничных цен на бензин на 7 процентов», — прогнозируют они и допускают, что в условиях бюджетного дефицита власти снова могут вернуться к идее «подкручивания» акцизов.
Акцизы на бензин и дизельное топливо выросли в России с 1 апреля. Это второе повышение акцизов с начала года. С 1 января ставка на бензин выросла на 36,1 процента (на два рубля) — до 7,53 рубля за литр, ставка на дизтопливо увеличилась на 20,3 процента — до 4,15 рубля за литр. Последний раз дважды за год акцизы росли в 2013 году.