15 июня 2016 года на сцене Государственного театра киноактера состоялся итоговый показ — открытая репетиция спектакля «Метаморфозы» творческой лаборатории Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.
Узнайте больше в полной версии ➞«Подошел к концу первый учебный год в нашей Академии. Работая вместе, мы не только открывали новое в профессии, но и в самих себе, — рассказал на презентации своего первого проекта в рамках обучения в Академии ее основатель и художественный руководитель актерской мастерской Никита Михалков. — Во многом этому способствовала и выбранная нами форма обучения — своеобразная творческая лаборатория. И сегодня мы хотим приоткрыть для вас завесу нашей внутренней академической лаборатории, предоставить уникальную возможность прикоснуться к процессу рождения спектакля, формирования его внутреннего и внешнего сценического облика».
«Метаморфозы» — это сценическое переложение прозы Чехова и Бунина. Идея создания этой дипломной работы родилась совместно у слушателей Академии и художественного руководителя актерской мастерской Никиты Михалкова в момент разбора отрывков из произведений классиков на занятиях по актерскому мастерству. Режиссерами дипломной постановки выступили — актер, режиссер, продюсер Сергей Газаров, заслуженный артист РФ Игорь Яцко, актер, режиссер Александр Коручеков. Режиссер-хореограф — Сергей Землянский и художник-постановщик — Юрий Купер.
«Я, безусловно, принял этот спектакль. Его успех состоит из нескольких аспектов. С одной стороны – это фантастическая способность Никиты Сергеевича сплотить людей, с которыми он давно знаком, таких, как художника Юрия Купера, актера Сергея Газарова с теми, кого он открыл в этом году – это и талантливый режиссер Игорь Яцко, и хореограф Сергей Землянский, и Александр Коручеков – один из самых интересных режиссеров Москвы последнего десятилетия из выпускников ГИТИСа. Михалков не поленился, он по крупицам собирал эту команду, тратя себя, – рассказал ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов. – Другой важный аспект – замечательная способность Никиты Сергеевича довести актера до его максимума. Если человек может прыгнуть на два метра, то у Михалкова он прыгнет на два и десять, а может и больше. Он никогда не позволит актеру быть меньше самого себя. И студентов Академии Михалков довел до того максимума, который они могут на сегодняшний день. В ряде новелл «Метаморфоз» мы видим не просто рядовую студенческую работу, а прекрасное актерское мастерство. Конечно, огромную роль сыграла работа Юрия Купера как художника, важна и работа художника по свету. Картинка была совершенно замечательная, не повторяющаяся, основанная на одной конструкции, при этом постоянно менялись ракурсы, оптика, в зависимости от истории. Я знаю Юрия Купера уже 45 лет и его возвращение в театр в «Метаморфозах» дает Москве замечательного театрального художника».
По словам культуролога и кинокритика, профессора ВГИКа Кирилла Разлогова, присутствовавшего на презентации проекта, это не просто небольшие пьесы, а буффонады, которые в различных ракурсах иллюстрируют рассказы классиков.
«За короткое время ребята нашли решения. Они объединили кино и театр: соорудили экран и показывали на нем декорации интерьера, атмосферные кадры, природу и прочее — это было очень хорошо сделано. Сценическое действие похоже на экранное и наоборот — театральное растворилось в кинематографическом. Актеры разные, у кого-то получалось лучше, у кого-то хуже, но общий уровень достойный. Художник все придумал замечательно и музыка оригинальная. Мне понравилось», — прокомментировал актер и режиссер Владимир Грамматиков.
«Это спектакль я даже не могу сопоставить ни с чем другим в плане поиска нового театрального языка, тут «Метаморфозы» уникальны и единственны. В прошлом году был год литературы, в этом – год кино, надеюсь, что в ближайшее время появится и год театра. А «Метаморфозы» – это все в одном флаконе, – отметил также Борис Любимов. – Мало кто это знает, но рассказ Бунина «Легкое дыхание» написан ровно 100 лет назад. И постановка, посвященная этому рассказу – своеобразный венок на могилу Бунина.
Воздал Михалков должное и году театра, и году кино. Каждая мизансцена спектакля строится как кадр. Я такого никогда не видел. Это сочетание в буквальном смысле слова и есть кинотеатр. Я все время себя чувствовал, что я в театре, но каждую картинку я вижу как кадр».
Эпоха Чехова и Бунина проходит в творчестве Михалкова и через «Неоконченную пьесу для механического пианино», и через «Очи черные», и через «Солнечный удар», продолжает ректор Высшего театрального училища имени М.С.Щепкина. «Это та эпоха, в которой Михалков чувствует себя свободно, которую он любит и этой любовью делится со зрителем. Я настолько люблю «Легкое дыхание» и «Холодную осень» Бунина как художественные произведения, что очень боялся их смотреть в постановке, а вдруг они не получатся. Однако мои опасения были напрасными. И в той, и в другой новелле актерская игра замечательная. Есть также шедевры актерской игры, это главная героиня «Беззащитного существа», замечательная актриса в рассказе Чехова «Ушла». Чрезвычайно интересное решение актерской работы в спектакле «Месть». В «Метаморфозах» женщины, пожалуй, победили мужчин – по вершинам это очень женский спектакль», – сказал Борис Любимов.
Напомним, что Академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова — образовательный проект, адресованный профессионалам театра и кино, целью которого является содействие профессиональному росту, новой генерации специалистов, налаживанию творческих и человеческих связей между людьми разных стран, обмену опытом на базе одного из главных культурных завоеваний — русского кинематографа.
«У Никиты Михалкова есть одно очень важное свойство – воплощать свои замыслы, пусть спустя годы. О замысле Академии Михалков рассказывал мне еще в 88 году. Советская власть в разгаре, Никита молод, только что снял «Очи черные», какая там Академия, никому неизвестно, что будет дальше. Но его это не смущало, свой замысел он пронес сквозь десятилетия и осуществил. В 2001 году открытие Академии почти состоялось, но не получилось по ряду причин. И тогда Михалков свой замысел не бросил. Пройдя через опыт летней школы Академии, и дойдя до создания Академии в том виде, в каком она существует, он наполнил ее содержанием. Последний год Михалков постоянно работал со студентами, последнее время он занимался только этим, тратил себя как мальчишка, как Станиславский и Немирович-Данченко в процессе создания художественного театра. Это очень ценное свойство – в зрелом возрасте быть начинающим мальчишкой. Ведь могло же ничего не получится, это нормально, ну, распалось бы все. Но Михалков не боится риска и не боится этот риск показывать, в конце концов, можно было это не доводить до таких масштабов, не делать спектакль, не придумывать такую конструкцию. Но он это сделал, и спустя почти 30 лет замысел Академии воплотился» – добавил Борис Любимов.