Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы

Японские ученые из Университета Кюсю в Фукуоке добились формирования яйцеклеток (ооцитов) мышей из культуры стволовых клеток. Из полученных оплодотворенных ооцитов развились полноценные животные. Биологи представили результаты исследования в статье, опубликованной в журнале Nature.

Ооцит относится к клеткам, которые обладают тотипотентностью — способностью делиться и превращаться в клетки всех других видов. Он развивается из женских первичных половых клеток — гоноцитов, которые претерпевают ряд изменений. Цель ученых заключалась в том, чтобы воспроизвести процесс формирования яйцеклетки. Для этого они использовали стволовые клетки с плюрипотентностью, то есть способностью превращаться во все клетки, кроме тех, что принадлежат плаценте и желточному мешку.

Культура была образована эмбриональными стволовыми и индуцированными (полученными из обычных тканей) плюрипотентными стволовыми клетками. Образовавшиеся ооциты подвергались экстракорпоральному оплодотворению. Эмбрионы затем переносились в тело суррогатных самок, где развивались в здоровых детенышей.

Было показано, что созданные в лабораторных условиях мыши обладали фертильностью и могли рожать здоровых грызунов. Кроме того, эмбриональные стволовые клетки могли быть повторно воспроизведены из яйцеклеток, полученных в культуре и оплодотворенных в пробирке.

Муха не сидела!
Сколько стоят автомобильные «капсулы времени» спустя годы?
«Американец», который смог