Минэкономразвития совместно с ФСБ и Генпрокуратурой подготовило законопроект, ужесточающий контроль за госзакупками. Об этом сообщает газета «Ведомости». Согласно документу, поставщики обязаны раскрывать своих истинных бенефициаров.
Узнайте больше в полной версии ➞Законопроект также расширяет понятие конфликта интересов. Заказчик и выгодоприобретатель не только не должны быть супругами или близкими родственниками, но также не должны жить вместе и быть фиктивно разведенными (эта норма предложена ФСБ).
Согласно действующему закону, запрещено заключить контракт, например, главе региона с компанией, принадлежащей его жене. Но этот запрет обычно обходят с помощью фиктивных разводов.
Проверять отсутствие конфликта интересов будут, по проекту, сами заказчики, используя систему госзакупок, в которую будут интегрированы данные Росфинмониторинга, ФНС, загсов и других ведомств.
Понятие бенефициар в новой трактовке подразумевает любого человека, который может контролировать действия компании. До сих пор выгодоприобретателями считались лишь те, кто прямо или косвенно владеет более 10 процентами голосующих акций или уставного капитала.
Некоторые эксперты раскритиковали нововведения. Например, гендиректор Центра размещения госзаказов Александр Строганов отмечает, что для злоупотреблений не обязательно быть родственниками или бывшими супругами. Бывает и наоборот: вполне возможно, что родственник или бывший супруг действительно способен выполнить заказ лучше всех. Формальный подход, предлагаемый в проекте закона, лишь усложнит схемы вывода активов. С точки зрения эксперта, надо отслеживать реальные нарушения — поблажки при приемке, предоставление преимуществ и прочее.
Юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь отмечает, что реализовать предложения будет сложно. Недобросовестные заказчики просто не станут проверять, настоящих ли бенефициаров указал поставщик. А добросовестным поставщикам и заказчикам очередное ужесточение только добавит рутинной работы.