Российские железные дороги (РЖД) могли бы в нынешнем году сэкономить дополнительно 95-130 миллиардов рублей. К такому выводу пришли эксперты Deloitte, проанализировав по заказу Минэкономразвития возможность оптимизации расходов монополии, сообщают «Ведомости».
Узнайте больше в полной версии ➞В частности, в Deloitte выяснили, что РЖД не экономит на закупках. Заказы выставляются крупными лотами, и на 100 крупнейших лотов приходится две трети бюджета. Средний размер скидки по контрактам составляет 1,8 процента, что является худшим показателем среди крупнейших госкомпаний. В исследовании отмечается, что «нерыночный характер отношений между заказчиками в РЖД и претендентами на госзаказ прослеживается как на стадии подготовки конкурсной документации, так и на этапе конкурсного отбора».
По мнению Deloitte, в компании раздут управленческий персонал. Его доля составляет 35 процентов, тогда как в 2003 году было 26,5 процента. Сокращение персонала на четыре процента (около 35 000 человек) помогло бы РЖД сберечь 25-60 миллиардов рублей, говорится в исследовании.
Кроме того, более 35 миллиардов рублей можно сэкономить за счет ревизии масштабных проектов — строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань, модернизации БАМа и Транссиба, развития инфраструктуры на подходе к портам Азово-Черноморского бассейна. В частности, проект ВСМ эксперты называют заведомо убыточным. Они сомневаются, что пассажиропоток вырастет до 10 миллионов человек в год. Но если это и произойдет, инфраструктурная составляющая билета превысит 3,3 тысячи рублей, что дороже авиаперелета на 10-20 процентов.
Deloitte также предлагает отказаться от покупки пассажирских поездов «Ласточка». В 2016-2018 годах РЖД планирует купить 60 таких составов на 49 миллиардов рублей.
Исследование проводилось в декабре прошлого года, однако в сентябре Deloitte актуализировала расчеты и представила их комитету по стратегии при совете директоров РЖД.