Экономика
17:00, 9 июля 2021

Развивающая сеть Hamleys компания выиграла иск об улучшении условий по долгам

Варвара Кошечкина (редактор отдела оперативной информации)
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Компания «Вандеркинд», развивающая сеть магазинов Hamleys в России и связанная с бизнесменом Александром Мамутом, выиграла апелляцию против банка «Траст». Суд в среду, 7 июля, отменил решение нижестоящей инстанции, которая отказалась реструктурировать долг «Вандеркинда» на 2,5 миллиарда рублей, и принял новое решение, которым улучшил условия для компании. Об этом сообщает РБК.

Узнайте больше в полной версии ➞

«Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт», — сказано в картотеке арбитражных дел.

Как следует из текста решения первой инстанции, «Вандеркинд» настаивал на том, чтобы изменить условия договора в связи с существенным изменением обстоятельств — распространением коронавируса. Из-за ограничительных мер магазины Hamleys в России были закрыты с конца марта по июнь 2020 года, а затем начали действовать санитарно-эпидемиологические требования. Это привело к снижению трафика посетителей более чем на 50 процентов к уровню 2019 года и падению выручки, в итоге «Вандеркинд» не смог погасить плановые 500 миллионов рублей до конца 2020 года, говорится в судебных материалах.

В иске отмечалось, что в апреле 2020 года «Вандеркинд» погасил миллиард рублей долга, а в июне — еще 500 миллионов рублей. После этих операций долг составил 2,5 миллиарда рублей. Срок погашения кредита — 31 декабря 2022 года.

Судья первой инстанции требование компании отклонил. Распространение коронавируса — это действительно обстоятельство непреодолимой силы, но оно не может применяться универсально ко всем должникам, написал он, отметив, что компания могла продолжать онлайн-продажи. Кроме того, в 2019 году «Траст» уже реструктурировал долг «Вандеркинда» на более выгодных для заемщика условиях. «Иными словами, финансовые сложности начались задолго до пандемии, а кредитор <...> уже предоставил должнику льготные условия», — написал судья. Если регулярно менять условия договора в пользу должника, кредитор фактически лишится экономической выгоды договора, добавил он.

Однако апелляция не согласилась с этими выводами и удовлетворила требования заемщика в полном объеме. Мотивировочной части решения пока нет.

Распространение коронавируса и дальнейшие ограничения «драматически повлияли на финансовые показатели компании», отметил управляющий партнер «Чернышов, Лукоянов и партнеры» Григорий Чернышов, представлявший в деле «Вандеркинд». Если в результате каких-то экстраординарных объективных событий баланс интересов сторон в договоре резко изменился, предусмотрен механизм пересмотра договора в судебном порядке, указывает он. «Этот механизм мы использовали, и суд согласился отсрочить срок возврата кредита до конца 2022 года, не начислять проценты за пользование кредитными средствами на период действия ограничительных мер, а после того как они будут отменены, начислять проценты по ставке 1/2 от ключевой ставки ЦБ», — рассказал Чернышов. Решение вступит в силу после изготовления мотивировочной части, добавил он.

По словам юриста Артема Карапетова, доктора юридических наук, основная причина отказов все эти годы состояла в несоблюдении критерия непредвидимости изменений. «Но когда речь заходила об экзогенных (например, политических, регуляторных, природных и т.п.) рисках, не связанных с волатильностью и динамикой рыночной конъюнктуры и носящих чрезвычайный и трудно прогнозируемый характер, суды обычно проявляли большую благосклонность и чаще готовы были признавать непредвидение риска простительным», — сказал он.

«Вряд ли сейчас суду будет легко назвать ковидные ограничения предвидимыми, если договор заключался до весны 2020. Риск при этом явно экзогенный, внешний по отношению к рыночным условиям. Соответственно ключевой барьер на пути к успешному применению статьи 451 ГК падает. Если при этом соответствующие изменения, действительно, делают договор для истца явно убыточным или субъективно ненужным, и соответственно соблюдается этот второй критерий применения данной статьи, отказать в иске будет крайне сложно», — добавил он.

< Назад в рубрику