Развитие технологий продолжает укреплять связи между людьми, организациями и странами. Государства и бизнес создают экосистемы — целые сети из компаний и различных сервисов, не ограниченные рамками одной страны или континента. В связи с этим возникают актуальные вопросы — как обеспечить устойчивость и безопасную эволюцию корпоративных экосистем, нужно ли государственное регулирование их деятельности и если да, то какое? Об этом говорил глава Сбера Герман Греф на состоявшемся диалоге «Экосистемы как новый путь мировой интеграции» с сооснователем Apple Стивом Возняком. Диалог состоялся на международном онлайн-тренинге по кибербезопасности Cyber Polygon 2021, который организует компания по стратегическому управлению цифровыми рисками BI.ZONE (входит в Сбер) при поддержке Центра кибербезопасности Всемирного экономического форума (ВЭФ) и Интерпола.
Узнайте больше в полной версии ➞«Удивительно, насколько сильно технологический прогресс меняет целые индустрии. В случае Сбера мы стали первым банком в мире, который стал производить собственное аппаратное обеспечение. В прошлом году мы уже вывели свои первые устройства на рынок. Для нас это было очень необычно. На этот год у нас тоже есть амбициозные планы по созданию еще большего числа продуктов для наших клиентов», — отметил Герман Греф
Один из секретов успеха Apple — стремление делать и собственное «железо», и собственный софт, поскольку это давало идеальную совместимость и формировало наилучший опыт для пользователей, рассказал Стив Возняк. Экосистема Apple началась с появления iPod, потом возникли и все остальные элементы — iPhone, Apple Watch, умные колонки. По существу, любая экосистема — это набор приложений и устройств, и, если они работают слаженно, в едином интерфейсе, по единым принципам, от них сложно оторваться. Apple стремится быстро внедрять изменения, сразу же убирая все устаревшее.
В России сложилась уникальная ситуация: одновременно представлены как зарубежные экосистемы (Google, Apple, китайские компании), так и национальные (Сбер, «Яндекс», Mail.ru и другие), отметил Герман Греф. У Сбербанка более 110 миллионов клиентов по всей стране, в то время как у Apple — один миллиард активных айфонов, не говоря уже об остальных продуктах — Apple Music, Apple TV. Это колоссальное количество данных, в результате чего компания знает о людях больше, чем люди о самих себе. Как это помогает улучшить клиентский опыт и как Apple удается защищать конфиденциальность данных?
«Большое количество данных действительно полезно: чем больше информации, тем ближе вы к фактам и истине. Но когда данными занимаются люди, которые принимают решения о том, как эти данные используются, тогда возникают проблемы, в том числе политические. Использую ли я данные, чтобы максимизировать выгоду компании, или я просто хочу, чтобы пользовательский опыт был лучше? Apple идет по второму пути, компания выступает против постоянного мониторинга трафика и его продажи рекламодателям. Apple очень активно отстаивает защиту ваших данных. Вы платите два доллара в месяц за iCloud, и это обеспечивает полную приватность, мы ничего не продаём рекламодателям. Хотелось бы, чтобы другие крупные экосистемы — Facebook, Google и прочие — тоже сказали: "Заплатите нам определенную сумму, и мы не будем использовать никакие ваши личные данные и передавать их третьим сторонам". Почему бы просто не предлагать продукты? Мы не ожидали такого, когда делали первые шаги в этой индустрии. Мы ожидали, что хорошие продукты будут продаваться за определенную сумму, что будет создавать выручку», — рассказал Стив Возняк
В ходе диалога Герман Греф и Стив Возняк обсудили технологии искусственного интеллекта (ИИ). Как сказал Герман Греф, ИИ — это единственная технология, у которой есть возможность «взломать» человека. Людей беспокоит то, что ИИ может до неузнаваемости изменить наш образ жизни и наши привычки, мы теряем приватность. По мнению Стива Возняка, люди напрасно интерпретируют ИИ как «интеллект» и проводят параллели с человеческим мозгом, ведь это абсолютно разные сущности. ИИ — это просто инновационная компьютерная технология, которая расширяет наши возможности.
«Мне не нравится термин «искусственный интеллект». Компьютеры отличаются от людей тем, что все мыслимое начинают делать миллиарды раз. Нейросети более эффективно анализируют данные. Вы можете показать Google 80 тысяч фотографий собак, и он научится опознавать собак быстрее, чем человек. Вы можете годовалому ребенку показать одну собаку, и он научится их узнавать. Google просто распознает пиксели, не зная, что такое настоящая собака. ИИ можно доверить человеческую жизнь, только если он действительно умен. ИИ можно научить ограниченному количеству навыков, нам нельзя заставлять технологии думать за нас», — подчеркнул Стив Возняк.
Участники дискуссии затронули тему регулирования экосистем. По мнению Стива Возняка, регламентация должна быть сбалансированной, а не запретительной. Компании имеют право зарабатывать деньги, но все хорошие решения должны быть основаны на правде.
В ходе беседы речь зашла и о биометрических технологиях. В какой-то момент Apple разработал Touch ID, потому что людям надоело вводить пароли. Другие компании сделали то же самые, и в конечном счете это привело к появлению платежным системам наподобие Apple Pay. С одной стороны, технологии распознавания лиц очень удобны для пользователей, а с другой — привели к массовой установке камер и как следствие — утрате приватности.
Для Стива Возняка процесс изобретения нового — всегда удовольствие, а не работа, и этот процесс неотделим от постоянного самообразования, рассказал изобретатель, вспоминая свои первые шаги на этом поприще. По мнению основателя Apple, который восемь лет преподавал детям информатику, на удовольствии во многом основано и преподавание: обучение должно быть интересным, а не директивным.
Прямая трансляция Cyber Polygon 2021 проходит на официальном сайте мероприятия. https://cyberpolygon.com/ru/agenda/ Тренинг состоит из двух параллельных треков: онлайн-конференции для широкой аудитории и практического блока для специалистов по кибербезопасности.