На прошедшем в Санкт-Петербурге «Дне Арктики» «Росатом» подписал крупные соглашения по развитию Севморпути. Так, с компанией «ГДК Баимская», принадлежей казахстанской Kaz Minerals, было заключено соглашение по энергоснабжению Баимского горно-обогатительного комбината на Чукотке. Согласно подписанному сторонами соглашению до апреля 2022 года будет заключен долгосрочный договор купли-продажи электроэнергии на принципах «бери или плати» с «ГДК Баимская».
Узнайте больше в полной версии ➞Для обеспечения электроэнергией проекта Баимского ГОК «Росатом» предложил использовать модернизированные плавучие энергоблоки, которые уже начал изготавливать машиностроительный дивизион госкорпорации – «Атомэнергомаш». Запланировано строительство четырех энергоблоков – трех основных и одного резервного. Первые два блока должны быть установлены на площадке в акватории мыса Наглёйнын и подключены к линиям электропередач в конце 2026 года, а третий — в конце 2027 года. По словам председателя правления Kaz Minerals Олега Новачука, договор предполагает гарантированные поставки электроэнергии в течение 60 лет.
Стратегическое партнёрство в сфере арктического судоходства «Росатом» создает с корпорацией «Аеон». Соглашение предполагает строительство судов ледового класса и буксиров для доставки генеральных грузов и продукции Сырадасайского угольного месторождения на Таймыре. Проект по освоению месторождения реализует компания «Северная звезда», являющаяся структурным подразделением «Аеона».
А соглашения о сотрудничестве между «Росатомом» и корпорацией DP World предусматривает совместную проработку развития пилотных контейнерных перевозок между Северо-Западной Европой и Восточной Азией с использованием инфраструктуры в Арктике. Компании считают, что сотрудничество позволит рынку открыть дополнительный маршрут по транспортировке грузов, который «повысит устойчивость евроазиатского товарообмена и мировой торговли в целом». Главный исполнительный директор DP World Султан Ахмед Бин Сулайем пояснил, что речь не идет о строительстве судов для проекта. По его словам, компания уже зарезервировала 2 миллиарда долларов для финансирования логистических проектов в России.
Дополнительное соглашение о сотрудничестве до 2030 года заключили «Росатом» и «Норильский никель». Они давние стратегические партнеры, «Норникель» исторически пользуется СМП для доставки собственной продукции. Согласно документу, подписанному на форуме, сотрудничество будет расширено в связи с увеличением грузопотока «Норникеля» по Северному морскому пути. Так, например, увеличится период работы ледокольного флота для доставки грузов компании. В настоящее время ледоколы участвуют в доставке грузов пять месяцев в году — с января по май, по новому соглашению они будут работать на два месяца дольше — с ноября по май.
Кроме того, на форуме «Росатом» подписал договор о сотрудничестве в сфере экологической экспертизы в Арктике с ЦМИ МГУ, а также о сотрудничестве договорились ФГУП «Атомфлот» и Мурманский морской биологический институт Российской академии наук. По последнему соглашению «Атомфлот» и ММБИ РАН разработают программу работ в акватории Северного морского пути на период зимне-весенней навигации 2021-2022 годов.
«Росатом» в 2018 г. получил функции единого инфраструктурного оператора Северного морского пути, который считается одним из самых перспективных проектов России в области транзитных грузовых перевозок К 2024 году по плану объем перевозок по СМП должен вырасти до 80 миллионов тонн, а к 2030 году — до 150 миллионов тонн.