Увеличение объемов прокачки нефти по Черному морю Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), допустившим крупномасштабное экологическое ЧП, приведет к еще большей катастрофе. Такое мнение высказала кандидат географических наук, эколог с 40-летним стажем Ирина Черкашина, участник программы «Обеспокоенность населения экологическими проблемами Черного моря» в 1998-2000 годах, сообщает «Блокнот».
Узнайте больше в полной версии ➞«Сложилась очень странная, можно сказать абсурдная ситуация. Каспийский трубопроводный консорциум, допустивший чудовищную по последствиям аварию, прокачивает по 67 миллионов тонн нефти в год. При том с 2009 года запущен проект планомерного расширения, который уже сейчас позволяет качать до 90 миллионов тонн ежегодно. В официальных планах КТК — к 2023 году прокачивать до 80 миллионов тонн нефти в год», — рассказывает эксперт. По ее словам, мотивация компании предельно проста и понятна — увеличиваются объемы, увеличивается и прибыль. При этом «говорить об экологических последствиях и социальной ответственности бизнеса не приходится на фоне недавнего фокуса с занижением данных по разливу нефти в сотни тысяч раз», продолжает Ирина Черкашина. Авария, по ее словам, доказала как беспечное отношение КТК к бедствию любого калибра, так и неготовность оборудования к нагрузкам.
«При объемах прокачки в 90 миллионов тонн авария будет уже не бедствием, а полномасштабной катастрофой, которая погубит целый регион. Непонятно, как планы КТК по увеличению пропускной способности трубопровода за счет использования антифрикционных присадок могли быть согласованы даже на внутреннем уровне, не говоря уже о соответствии природоохранным нормативам. Ведь если консорциум заявляет о том, что за счет эксплуатации своей инфраструктуры он будет транспортировать вместо 67 миллионов тонн в год 80 миллионов тонн (планы на 2023 год), очевидно, что нужно провести проверку пригодности действующей инфраструктуры. Увеличение нагрузки сказывается на любых технических системах, и нефтепровод не исключение», — говорит эксперт.
Как отмечает издание «Свободная пресса», экологи, в том числе в Краснодарском крае, неоднократно привлекали внимание общественности к рискам из-за расширения трубопровода КТК, который привел к увеличению прокачки (с момента ввода в эксплуатацию трубопровода в 2001 году) с 28,2 миллиона тонн в год почти до 67 миллионов тонн. Так, еще в 2005 году представитель Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха отмечал, что «дискуссии относительно расширения КТК происходят исключительно в экономической сфере при отсутствии должного внимания к экологическим и социальным аспектам», а мнение местного населения и вовсе игнорируется.
В материале ИА REGNUM упоминалось: «В Новороссийске строительство объектов КТК создало постоянную угрозу экологической катастрофы. Морской терминал и нефтехранилище были размещены в зоне очень высоких рисков природных катастроф. Здесь существует высокая опасность разрушительных землетрясений и сброса смерчей. Дальнейшее наращивание мощности КТК еще больше увеличивает эти угрозы». Издание отмечало, что Анапская банка и прибрежная акватория между Южной Озереевкой и Анапой уже страдают от загрязнений в результате деятельности морского терминала КТК, а при расширении КТК «негативное воздействие на них усилится, даже если не случится крупных аварий».
Член Общественного совета по экологической безопасности при администрации Новороссийска Татьяна Трибрат отмечала, что «консорциум работает с вопиющими нарушениями требований российского законодательства». «Вы знаете, что КТК так и не получил разрешение на строительство своей трубопроводной системы? Для этого нужно было получить положительное заключение федеральной экологической экспертизы проекта. Этого решения нет, но это не помешало им приступить к строительству и благополучно его завершить. До сих пор на руках у КТК только разрешение на продолжение разработки ТЭО проекта. Поэтому все объекты КТК в Новороссийске — обыкновенный самострой», — говорила она.
Руководитель климатического направления российского отделения Greenpeace Василий Яблоков сообщил «СП», что развитие ситуации с расширением проекта КТК, о котором с тревогой писали СМИ еще 16 лет назад, является вполне естественным.
Разлив нефти на морском терминале КТК под Новороссийском при погрузке греческого танкера Minerva Symphony произошел 7 августа. Как сообщалось, причиной стало разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора выносного причального устройства. Изначально сообщалось о разливе площадью 200 квадратных метров, но потом появились сведения, что площадь увеличилась до 80 квадратных километров.