Прогноз результатов выборов депутатов Госдумы 8-го созыва, деланный ВЦИОМ за 10 дней до выборов, оказался достаточно точным как в части явки, так и результата. Расхождения касались «Единой России» и ЛДПР. Они связаны с предварительным характером прогнозирования и содержанием избирательной кампании последних дней. Об этом заявил руководитель Практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов, выступая на заседании Научного совета ВЦИОМ на тему: «Стабильные перемены или меняющаяся стабильность: какой общественный запрос стоит за выборами-2021?». Об этом сообщает «АиФ».
Узнайте больше в полной версии ➞Михаил Мамонов рассказал, что «Единая Россия» завершила избирательную кампанию на восходящем тренде: среднемесячный показатель августа — 27 процентов, за первые две недели сентября — 29 процентов. Фактор динамики является ключевым при формировании тренда. В кампании 2011 и 2016 годов у партии наблюдался нисходящий тренд.
Еще одним фактором электорального успеха единороссов стала успешная избирательная кампания, прежде всего за счет рекламы и организации в целом. «Мы фиксируем это по показателю изменения отношения к партии. Незадолго до выборов мы задавали вопрос, как изменилось или не изменилось отношение, и группа положительных ответов в числе тех, кто заявляет голосование за партию, выросло в два раза. Это очень высокий показатель», — пояснил Мамонов.
Кроме того, программа «Единой России» соответствовала ключевым запросам населения на заботу, защиту и развитие. Так 95 процентов сторонников партии согласны с утверждением, что «государство обязано всегда и во всем помогать гражданам, заботиться о каждом на протяжении всей жизни — с рождения до смерти». По остальным позициям идеологического предложения показатели были также высоки.
Бесспорно сильным фактором усиления позиций «Единой России» стал состав пятерки. Локомотивы списка: Сергей Шойгу и Сергей Лавров имеют близкий к абсолютному уровень положительной оценки как среди голосующих за «Единую Россию», так и среди группы потенциала (допускают голосование, но не голосуют за партию). Показатели Анны Кузнецовой, Дмитрия Проценко, Елены Шмелевой ниже, но это не снижает их вклад в результат.
Эксперты подчеркивает, что информационная кампания партии была эффективной. Индикатор — величина группы заявляющих об улучшении отношения к партии среди ее сторонников. За период кампании она почти удвоилась (до 31 процента). Негативные оценки были в целом стабильны на низком уровне.
Электоральное положение ЛДПР очевидно ухудшается. Если в 2011 году показатели партии росли в течение кампании, а в 2016 году были условно стабильны, то в 2021 отчетлив негативный тренд. Именно он и определил ухудшение результата. Ключевой фактор негативной динамики ЛДПР — размывание образа партии и ее лидера.
Одним из самых интересных кейсов кампании стала ситуация с партией «Новые люди», которая смогла преодолеть 5 процентов барьер. Ее успех стал результатам полифонии факторов и, прежде всего, определялся усиливающимся запросом на перемены, обновление политики. В течение последних месяцев устойчиво росла группа заявляющих о готовности проголосовать за непарламентские партии (до 17 процентов). Рост показателя приоритетно обеспечивала партия «Новые люди». Уровень симпатий к «Новым людям» выше среди специалистов с высшим образованием, жителей малых городов, возрастной когорты 25-34 лет. Электорат партии преимущественно составили те, кто не ходил на предыдущие выборы депутатов Госдумы, и сторонники «Единой России».
Участниками обсуждения стали приглашенные эксперты и члены Научного совета ВЦИОМ, которые обсудили результаты голосования, обменялись мнениями о том какой общественный запрос стоит за распределением мандатов в Госдуме, полученном по результатам выборов, и почему консервативные силы возобладали, несмотря на растущий запрос к переменам. Отдельной темой обсуждения стали электоральные новации и то, как они повлияли на результаты голосования. Мероприятие модерировал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.