Авторы утверждений о том, что регенерированный уран, которые планируется ввезти в Россию из Франции, является ядерными отходами, и их ввоз превращает Россию в подобие свалки, ошибаются. Такое мнение высказал Владимир Петров, кандидат химических наук, доцент химического факультета МГУ, заведующий лабораторией дозиметрии и радиоактивности окружающей среды, комментируя сообщения об акциях протеста экоактивистов.
Узнайте больше в полной версии ➞«Прежде всего, напомню, что отходами (даже по закону) называют те материалы, которые не могут быть использованы при современном уровне развития технологий. При этом, регенерированный уран – это сырье, причем сырье достаточно ценное. Это тот материал, который извлекается из отработавшего ядерного топлива после его выгрузки из реактора. Иначе говоря, это уран, который не сгорел в реакторе и который можно использовать повторно, — рассказывает Владимир Петров. — Мало кто знает, но добыча урана из недр земли, из руды, его выделение, очистка и обогащение — достаточно дорогостоящие процессы. С другой стороны, есть уран в составе реакторного топлива. И есть прямая выгода в том, чтобы извлекать несгоревший уран из отработавшего топлива и использовать его повторно».
Эксперт напоминает, что регенерированный уран является радиоактивным, так как у урана просто нет стабильных изотопов. «Но надо понимать, что регенерированный уран ни в коем случае не является отходом — это действительно ценное сырье, — добавляет он. — Другое дело, что мало кто в мире умеет обращаться с ним так, чтобы это было и безопасно, и экономически эффективно. В России такие технологии есть, они освоены в промышленном масштабе и успешно применяются. Достаточно сказать, что все реакторы типа РБМК, которые эксплуатируются сейчас в России, питаются топливом, изготовленным из регенерированного урана. А это примерно 10 гигаватт — мощность, достаточная для электроснабжения нескольких городов-миллионников. Есть планы по переводу на регенерированный уран также и реакторов типа ВВЭР. Одним словом, использование регенерированного урана — рационально и выгодно».
Ранее 29 октября стало известно, что двадцать французских контейнеров с регенерированным ураном прибыли в порт Дюнкерка и были загружены на борт контейнеровоза Conmar Elbe под кипрским флагом. Судно должно доставить груз в Санкт-Петербург вместе с другими контейнерами. Ожидается, что судно придет в Россию на следующей неделе.
Акцию протеста против погрузки провели десять активистов из Гринпис Франции. Они развернули на набережной транспаранты «Россия — не свалка», «Остановить радиоактивный транспорт» и «Ядерная энергия не зеленая».
После прибытия в Санкт-Петербург регенерированный уран должен отправиться по железной дороге в город Северск, бывший Томск-7, где и планируется его переработка. Экологи опасаются, что он просто останется на хранении в России, поскольку процесс переработки связан с образованием радиоактивных отходов.