Приложение «Яндекс Go» и сайт taxi.yandex.ru начали поддерживать работу с программами экранного доступа для iOS и Android. Теперь у незрячих пользователей появилась возможность без посторонней помощи заказать такси не только по телефону, но и с компьютера или мобильного устройства. Об этом «Ленте.ру» сообщили в пресс-службе «Яндекса».
Узнайте больше в полной версии ➞Программы экранного доступа, такие как VoiceOver или JAWS, озвучивают то, что написано на различных кнопках, полях и других частях экрана. Благодаря этому люди с нарушениями зрения понимают, на какой странице они находятся, какие действия могут совершить, и могут взаимодействовать с сайтами, программами и приложениями с помощью голоса.
Обычную веб-страницу или документ программа экранного доступа может озвучить без подготовки. Но многофункциональные приложения и сервисы сложнее. Их необходимо доработать — на уровне кода дописать к элементам интерфейса пояснения, как и в какой последовательности их надо зачитывать. Без этого программа может перекинуть незрячего пользователя не на ту страницу или дезориентировать его. Поэтому, чтобы обеспечить нормальную работу скрин-ридера, команда Такси снабдила все элементы интерфейса специальными невидимыми подписями-подсказками, а навигацию проработали с помощью незрячих тестировщиков.
Это означает, что незрячим будут доступны все основные возможности сервиса. Они смогут задать маршрут поездки, выбрать тариф, узнать стоимость поездки, выбрать способ оплаты, заказать машину и оставить комментарий водителю.
Незрячие пользователи «Яндекс Go» могут общаться с водителем такси в чате или позвонить ему, в частности, для того, чтобы указать или скорректировать место, откуда именно их необходимо забрать. Свои сообщения незрячие клиенты набирают на обычной или клавиатуре Брайля или голосом, а ответы водителя им зачитает программа экранного доступа.
«Раньше, чтобы заказать такси, незрячим пользователям приходилось звонить в кол-центр или передавать смартфон другому человеку. Это неправильно. Адаптация интерфейса — шаг к созданию доступной среды, где у людей с инвалидностью есть те же возможности, что и у остальных», — говорит Артем Молчанов, руководитель продуктового направления «Яндекс Go».
«Я тестировал веб-интерфейс и приложение под IOS. Могу отметить, что по сравнению с тем, каким был сервис еще три месяца назад, он стал гораздо удобнее с точки зрения программ экранного доступа. Все элементы подписаны, по ним стало легко перемещаться. На веб-сайте удобно осуществлять навигацию, используя курсорные стрелки и клавишу Tab. А в приложении, используя жесты, можно последовательно перемещаться по элементам и выбирать нужный параметр заказа. Фокус перемещается последовательно, не происходит такого, что фокус перепрыгивает через несколько элементов и тебе приходится возвращаться назад, чтобы вновь отыскать нужный элемент. Пользователю всегда понятно, где он находится. Конечно, еще есть куда расти, но то, что сделано сейчас — уже большой шаг вперед», — рассказал «Ленте.ру» Евгений Арнапольский, один из тестировщиков адаптированной версии сервиса.
Проблема пользования общественным транспортом и свободного передвижения по городу остается одной из наиболее актуальных для слабовидящих и незрячих людей. Чтобы привлечь внимание общества к людям, потерявшим зрение, ВОЗ в 1984 учредила Международный день слепых, который отмечается 13 ноября.
По данным ВОЗ, сегодня в мире насчитывается более 2 миллиардов случаев нарушения зрения или слепоты. В 2020 году Росстат сообщал, что в России болезни глаз зарегистрированы у 15,23 миллиона человек. Адаптация городских сервисов для них остается одной из важнейших проблем. Сейчас для незрячих клиентов частично адаптированы и другие сервисы «Яндекса». Веб-версии «Яндекс.Поиска» и «Яндекс».Погоды, приложения «Метро» и «Яндекс.Браузера» уже работают со скрин-ридерами на компьютерах. В будущем таких сервисов станет больше, подчеркнули в компании.