В Санкт-Петербурге начался международный форум «Арктика: настоящее и будущее». На одной из рабочих сессий участники обсудили ликвидацию накопленного экологического ущерба в Арктике.
Узнайте больше в полной версии ➞Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков заявил, что одним из основных направлений арктической повестки является ликвидация накопленных с советских времен отходов. Очистить уникальную территорию от следов деятельности человека помогает федеральный проект «Чистая Арктика».
За один сезон более 2 тысяч добровольцев собрали свыше 1,5 тысяч тонн отходов в Арктике. Активистам и региональным властям помогали и предприниматели. Чекунков выразил надежду, что крупные компании будут участвовать в подобных мероприятиях.
«В 2021 году со стороны бизнеса проект был поддержан компанией "Норильский Никель" и РЖД. Надеюсь, что в каждом регионе в проект активно будут вовлечены бизнес-структуры, работающие в арктических территориях», — заявил Чекунков.
Важную роль предприятий отметил и руководитель проектного офиса «Чистой Арктики» Андрей Нагибин. По его словам, без поддержки бизнеса реализовать проект будет крайне сложно. Нагибин также рассказал о возникших в ходе работ проблемах, требующих решения на уровне законодательства. Так, надзорные органы сейчас могут признать собранный волонтерами мусор несанкционированной свалкой. Чтобы оптимизировать процесс уборки, руководитель проектного офиса «Чистой Арктики» предложил объявить амнистию на оставшиеся еще со времен СССР отходы.
«Без законодательной амнистии в Арктике нам придется убираться столько же, сколько и завозили, то есть несколько десятков лет. Не может не радовать то, что эти проблемы уже обсуждают и ищут решения. Например, в Совете Федерации проведут мониторинг законодательства до конца января», — отметил Нагибин.
Председатель комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, который одним из первых поддержал проект «Чистая Арктика», пообещал рассмотреть законодательные инициативы, направленные на повышение эффективности работы волонтеров и их защиты.
Глава Росприроднадзора Светлана Радионова также выразила мнение, что необходимо выстроить эффективное взаимодействие между надзорными органами и компаниями, а также создать прозрачную методику оценки экологического ущерба.
«У нас много нерешенных вопросов. В этом году, я думаю, депутатский корпус примет экологические законы, направленные на защиту природы», — отметила Радионова.
Вице-президент компании «Норильский никель» Андрей Грачев предложил несколько мер экономического стимулирования ликвидации накопленного ущерба. Например, внедрить малоотходные и ресурсосберегающие технологии, а также разработать модель регулирования государственно-частного партнерства и методику зачета затрат на природоохранные мероприятия. Грачев также подчеркнул, что готов присоединить «Чистый Норильск» к проекту «Чистая Арктика», так как их цели во многом схожи.
После подведения итогов первого сезона регионы-участники начали строить планы на следующий сезон. Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, который помогал волонтерам очищать территорию Новодвинской крепости, заявил, что проект «Чистая Арктика» позволил привлечь больше внимания к объекту федерального значения и дать старт процессу восстановления первой каменной бастионной крепости России. По его словам, со следующего года в Новодвинской крепости начнутся реставрационные работы и научные исследования.
Амбассадор проекта, путешественник Федор Конюхов считает, что Россия станет примером для всего мира и сможет поделиться уникальным опытом, если вернет Арктике первозданный вид.
«Моя одиночная экспедиция на Северный полюс, где на дрейфующей льдине я занимался научной работой, дала старт проекту "Чистая Арктика". Это очень добрая и своевременная общественная инициатива. Мы все несем ответственность за уникальную природу Арктики. Сохранить ее — наш долг», — подчеркнул Конюхов.
Помимо Архангельской области, работы в рамках проекта «Чистая Арктика» прошли в Красноярском крае, в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, в Мурманской области, в Якутии, Коми, Карелии и на Чукотке.