В Общественной палате России состоялся круглый стол на тему «Противодействие цифровым угрозам». Ключевой темой дискуссии стало ограничение доступа к проекту Tor. Одноименный браузер, разработанный участниками проекта, используется для доступа в скрытый сегмент интернета, который еще называют даркнетом.
Узнайте больше в полной версии ➞Как сообщил модератор встречи, замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк, только за первое полугодие 2021 года зарегистрировано более 271 тысяч преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. При этом, 182 тысячи — с использованием интернета.
«Преступность активно осваивает видимую часть цифрового пространства. А в даркнете эта преступность обосновалась окончательно и бесповоротно и там процветает. В даркнете можно найти запрещенные препараты, оружие, детскую порнографию и много другой «дичи». Государство должно с этим бороться», — подчеркнул он.
В современном онлайн-пространстве насчитывается 21 цифровая угроза, отметили эксперты. Член Общественной палаты Александр Малькевич отметил, что анонимность пользователей и использование криминалом теневого сегмента сети стали наиболее «яркими» цифровыми угрозами в 2021 году.
«Они идут рука об руку. Даркнет — это очевидное сосредоточение всего самого негативного, противозаконного, нелегального, что может быть в мире. За последние годы именно он стал главным рассадником «запрещенки» в сети. Даркнет полностью построен на анонимности. Она лежит просто в основе этой системы. Мы много раз говорили о том, что с анонимностью нужно бороться, как это делают в ряде цивилизованных стран. Сегодня она лучший друг, партнер, товарищ и соратник кибермошенников, а на самом деле и большинства преступников», — заявил Малькевич.
По его словам, Общественная палата поддерживает меры Роскомнадзора для ограничения анонимайзеров и VPN. Как сообщил председатель комитета по информационной политике Александр Хинштейн, Госдума одобряет решение по ограничению доступа к сайту Tor Project и блокировке анонимайзеров в целом.
«Мы приветствуем такой подход и считаем его правильным и оправданным, но пока доступ ограничен только к сайту проекта, но не к самому браузеру Tor. Борьба государства с противоправной деятельностью в теневом сегменте сети невозможна без того, чтобы не затронуть всю инфраструктуру даркнета. Здесь мы поддержим любые ограничения и действия власти. Ситуация требует максимально оперативной реакции», — заявил он.
«Когда-то существовали целые районы, куда посторонние люди не решались заходить, а полиция их не навещала. В Москве был такой Хитровский рынок. Даркнет — это такая же Хитровка только в интернет-пространстве. Мы не можем себе представить, чтобы законодательно оправдывать торговцев краденым, ровно такой же подход, на наш взгляд, должен быть применим и к Tor, и к анонимайзерам, и VPN-сервисам в интернете», — заявил Хинштейн.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов согласился с необходимостью принимать решения по деанонимизации действий в интернете. Эксперт в области интернет-технологий Илья Костунов, назвал меры, принимаемые для борьбы с теневым сегментом сети, правильными, но недостаточными.