В международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» 27 января состоялся круглый стол «Подкаст-индустрия: в поисках баланса между ростом и регулированием». Участниками мероприятия стали отраслевые эксперты, юристы и представители отрасли, которые обсудили необходимость регулирования рынка.
Узнайте больше в полной версии ➞Одной из тем дискуссии стал правовой статус подкастов: считать ли их подвидом аудиовизуальных произведений или СМИ? По мнению участников дискуссии из сферы традиционных медиа, подкастинг не является видом средств массовой информации, а лишь дополнительной формой распространения контента. Так, многие СМИ ведут подкасты на своих площадках и подчиняются соответствующему законодательству. Однако для блогеров такого регулирования нет, и на данный момент сервисы, размещающие подкасты, не отвечают за содержание с точки зрения закона.
«Блогеры и журналисты суть разные понятия. (…) Для нас принципиально понимание профессии журналиста: помимо технических составляющих профессии, это, как ни избито прозвучит, журналистская ответственность, то, что является неотъемлемой частью журналистской этики, это редакционная ответственность, которая совпадает и с нормами законодательства о СМИ и, собственно, с внутренним кодексом журналиста. Если блогеры, создатели определенного медийного контента готовы это принимать, готовы с этим работать, готовы нести соответствующую ответственность за контент и за последствия, к которым зачастую приводит и подготовка, и распространение этого контента, — добро пожаловать», — отметил секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир.
Участники круглого стола пришли к выводу, что необходимо найти баланс между саморегулированием площадок, на которых размещаются подкасты, и четким, единым стандартом правил для материалов. Сейчас платформы сами определяют внутренние правила, однако они не гарантируют безопасность слушателей. Так, иностранные площадки часто не располагают достаточными русскоязычными ресурсами для модерации, что приводит к штрафам за неудаление информации, запрещенной в Российской Федерации. Кроме этого, нормы площадок различаются, поэтому на некоторых из них размещают то, что другие не считают допустимым к публикации.
«Важно, чтобы требования были универсальными и равными. Потому что, что такое закон? Закон — это равные требования к неравным. А когда площадки под видом саморегулирования ставят свои дополнительные, абсолютно непредсказуемые требования, то это не есть правильно. Поэтому если что-то и регулировать в этом направлении, то именно с точки зрения того, чтобы приоритет имело законодательство Российской Федерации, чтобы правила были понятны и предсказуемы для пользователей», — подчеркнул директор юридического департамента «Европейская Медиагруппа» Дмитрий Григорьев.
Однако полностью перекладывать ответственность только на платформы, по мнению экспертов, не совсем корректно. Блогеры сейчас играют в формировании информационной повестки и общественного мнения не меньшую роль, чем целые редакции СМИ. Эксперты считают, что, хотя знак равенства между блогером и журналистом ставить нельзя, первых уже можно считать отдельной профессией, которой нужны свои стандарты и своя этика, а значит, и определенная ответственность за свою деятельность.
«Отрицать значение блогеров в современной жизни просто невозможно. Это по сути дела самостоятельная отрасль экономики. Нужно вырабатывать определенные правила и формировать ответственность у инфлюенсеров за тот продукт, который распространяется от их имени на разного рода площадках. Здесь мы должны говорить о том, что нужны правила как к самим медийным персонажам, использующим свою популярность для распространения общественно-важной информации, формирующими так называемую информационную повестку, так и к их взаимодействиям с площадкой», — отметил заместитель генерального директора АНО «Институт развития интернета» по правовым вопросам Борис Едидин.
По данным ВЦИОМ, в 2020 году каждый пятый россиянин слушал подкасты, а 66 процентов опрошенных не знали о таком формате. Сейчас российский рынок подкастов растет: по прогнозам PwC, к 2023 году он достигнет 133 миллионов долларов США и покажет рост в пять раз по сравнению с 2018 годом. Так, в каталог «Яндекс.Музыки» каждый месяц добавляется по 400 новых шоу, а их общее количество перевалило за 11,5 тысячи.