Член Совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества, председатель Всероссийского общественного движения «Матери России» Валентина Петренко прокомментировала ситуацию с увольнением в декабре прошлого года Серафимы Сапрыкиной из гимназии №168 в Санкт-Петербурге.
Узнайте больше в полной версии ➞«Мне больше всего жалко детей и молодежь, которые должны видеть пример перед собой. Ведь часто одно слово, услышанное в таком возрасте, запоминается и может изменить всю жизнь. И для педагога важно помнить о том, что жизнь человека зависит от того, как ты его научишь. В наше время дети очень любознательны, на них свалилось огромное количество информации. Им сложно разобраться: что хорошо, а что плохо; что лишнее, а что нужное. И в этой ситуации важно, прежде всего, быть не только педагогом, но и воспитателем. Который сориентирует ребенка, как увидеть этот мир. Поможет вырасти человеком, знающим свою историю и культуру», — отметила она.
Петренко отметила опасность того, когда на работу в школу приходят люди, далекие от образовательного процесса.
«Когда приходят люди, далекие от школы, от программ… Ведь не может врач прийти и сказать, что сегодня оперировать не будет или что хочет поменять пациента. Врач не будет менять стандарты, основы. Так и здесь. Ведь данный преподаватель — она даже не преподаватель. Это человек, который библиотекарь, музейный работник, человек творческий. Который захотел что-то и делает, как и творческие люди. Ведь когда она объясняла, почему поменяла тему, сказала, что ей так захотелось. Но в этой профессии подобного быть не может — есть порядок, система. Так в любой профессии: проект, план, программа, которые приводят к определенному результату», — отметила она.
Глава «Матерей России» также отметила, что тема, которая была заменена — урок о битве под Москвой, — к ней в России относятся очень бережно. Это наследие, которое необходимо передать будущим поколениям. Это подвиг целого народа, напомнила она.
«Взять такую тему и не рассказать, не зачитать письма, которые зарывали в гильзы бойцы, которые не вернулись, чтобы ребята ощутили, что настоящая война — это страшно. Поменять такую тему — это неправильно. И вместо того чтобы осознать, извиниться, человек начинает оскорблять директора», — подчеркнула Петренко.
Она также напомнила, что сами дети назвали «депрессняком» ту тему, которую Сапрыкина выбрала в качестве замены.
«Если это недопонимание со стороны учителя, то это еще хорошо. Но если это провокация по замене темы, заменить рассказ о битве под Москвой, о тех мальчиках, которые полегли, отстаивая нашу землю, сколько людей погибло, заменить на то, что она читала… Если это сделано сознательно, то это крайне тяжело. Тогда такого человека точно не должно быть в школе. Мне кажется, ей нужно вовремя остановиться и сделать выводы, что так нельзя. И считаться с обществом, в котором ты живешь. И, главное, любить детей», — сказала Петренко.
Руководитель петербургского отделения межрегиональной общественной организации «Союз отцов» Роман Подбуцкий напомнил, что в январе 2022 года Сапрыкина устроилась работать в 70 школу в городе, но ушла через 16 дней.
«Конечно, нужно подходить к возникающим вопросам более тщательно. Даже те, кто ее защищали, возможно, не владели полной информацией. Я считаю, что нужно более серьезно решать такие вопросы. Этот случай хорошо показал, что дискуссия началась, когда ситуация не была до конца изучена», — отметил он.
Подбуцкий подчеркнул необходимость тщательной проверки педагогов при приеме на работу.
«На мой взгляд, уже возникает вопрос, когда человек тут поработал две недели, тут поработал еще две и здесь совсем немного. Нужно узнать рекомендации от бывших работодателей по этому кандидату. Почему он не задерживается? Обычно хороший специалист востребован, но он и держится за одно место», — отметил он.
Подбуцкий также допустил, что во внеклассной работе педагогов возможен экспромт, однако заявил, что даже его необходимо согласовывать с директором школы, завучем. По его мнению, такие мероприятия не должны идти вразрез с общепринятой программой и стандартами образования, которые составлены профессионалами.