В рамках второго молодежного форума по управлению интернетом состоялась сессия «В плену у "всемирной паутины": контент и алгоритмы». Эксперты обсудили, как быть с рекомендательными алгоритмами онлайн-платформ, чтобы они не представляли угрозу для пользователя, а также как в текущих условиях противостоять растущему числу дезинформации и фейков. Спикеры сошлись во мнении, что рекомендательные сервисы должны не только развлекать и облегчать жизнь пользователя, но и расширять его границы, открывать для него разнотематический контент.
Узнайте больше в полной версии ➞«Часто рекомендательные сервисы зацикливают в одном и том же. И ты никуда не развиваешься. Может быть, ты даже бы и не хотел то же самое получать. У нас в "Знании" идея в том, чтобы, если говорить о рекомендательных сервисах, когда мы строим портрет пользователя, понимание, чем он интересуется, у нас стоит две задачи: давать ему контент, который он хочет и которым он интересуется. С другой стороны, постоянно его вытаскивать оттуда и давать что-то новое, в таком образовательно-развлекательном формате дать ему какую-то новую тему и постараться заинтересовать. Одна из идей — формировать всесторонне развитого человека и постоянно давать новые темы», — отметил генеральный директор общества «Знание» Максим Древаль.
Генеральный продюсер Rutube Давид Кочаров отметил, что для платформы важен пользователь не только как зритель, человек, смотрящий контент, но и как автор контента. Также Кочаров подчеркнул важность учитывать не только интересы пользователей, но и самих создателей контента.
Эксперты отметили, что рекомендательные алгоритмы должны быть максимально безопасными и прозрачными. Они должны работать исключительно на благо пользователя, помогая ему найти для себя новый, релевантный его интересам контент, но не навязывая его. Генеральный директор Института развития интернета Алексей Гореславский подчеркнул важность прозрачности работы таких алгоритмов. Аудитория должна понимать, из чего складываются рекомендации в соцсетях и какие действия влияют на формирование таких подборок, считает эксперт.
Еще одной темой сессии стали фейки, их распространение и борьбе с ложной информацией в отечественном онлайн-сегменте. Начальник управления по развитию медиатехнологий автономной некоммерческой организации «Диалог Регионы» особо подчеркнул масштаб происходящего.
«Для понимания за период начала спецоперации и до текущего дня наши аналитики выявили столько же фейков, даже чуть больше, сколько было выявлено за весь 2021 год. При этом надо сказать, что 2021 год был тоже аномальным по количеству фейков. И они все были связаны с коронавирусом, разумеется, всякие конспирологические теории. Были очень вредные и опасные для здоровья людей фейки о том, как лечиться от короны, было много разных историй. Что мы видим сейчас? Фейков о коронавирусе нет. Они просто исчезли из инфополя полностью. И складывается такое ощущение, что те же примерно люди, которые занимались созданием фейков о коронавирусе, сейчас занимаются созданием фейков другого характера. Каждый день регистрируется в четыре раза больше уникальных новых фейков, чем в конце прошлого года и начале даже этого года», — отметил он.
Эксперты согласились, что основной причиной, почему пользователи реагируют на фейки, являются эмоции. Особенно важно, по мнению участников дискуссии, проводить постоянный фактчекинг информации и брать его за основу в своей работе.
При этом отмечалось, что в октябре 2021 года крупнейшие российские ИТ-компании, медиахолдинги и издания, подписали меморандум о борьбе с недостоверной информацией в интернете и создании безопасной информационной среды. Среди подписантов были Rambler&Co, ТАСС, «Яндекс» и другие.
Эксперты затронули также вопрос маркировки контента, которая поможет защититься от дезинформации. Максим Древаль заявил о необходимости наличия инструмента, благодаря которому пользователи смогут понять, что на ресурсе представлена корректная информация.