России за ее тысячелетнюю историю неоднократно навязывались чуждые ценности — от прямого военного вмешательства до попыток с помощью «мягкой силы» исказить историческую правду, переиначить культурные и научные достижения. То есть попытки стереть российскую идентичность предпринимались много раз. Вопрос, что значит быть россиянином, который особенно актуализировался в последние несколько месяцев, став предметом идейного противостояния между различными политическими, культурными, гражданскими группами обсудили эксперты в области отечественной и международной политики на круглом столе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Кто мы: российская идентичность».
Узнайте больше в полной версии ➞По мнению Александра Рудакова, основе российской идентичности лежат такие факторы как общность языка, исторической памяти, культуры и ценностей. Рудаков уверен в том, что Россия «самодостаточная страна во всех отношениях, поскольку мы отличаемся от остальных на ценностном уровне». По его мнению, справедливость — это российский универсальный идеал, «потому что мы стремимся к ней не только для себя, но и для глобального мира, без двойных стандартов»
С Александром Рудаковым согласен и философ, кандидат социологических наук Сергей Баранов. Он называет сегодняшнее мировое противостояние — столкновением цивилизаций, и утверждает, что «российское восприятие свободы уникально, оно напрямую связано с коллективными свободами, с правом, поэтому в ряду наших ценностей такое важное место важное занимают сильная власть и сильное государство».
Социолог, философ Сергей Баранов считает, что сейчас происходит горячая фаза столкновения цивилизаций, по итогам которого мир станет многополярным. Именно к этому всегда стремилась Россия. «Идеал русской мысли и историософии состоит в том, чтобы были свободные и альтернативные цивилизационные миры», — сказал он.
Цивилизации строятся на определённых типах человеческих личностей. На сегодняшний день таких можно выделить три: азиатский, западный, осевой (славянский). «Русский человек отличается тем, что он одновременно является и коллективистом, и индивидуалистом. Это сбалансированный тип личности … Он выражает человеческую сущность», — уточнил он.
Модератор встречи, заместитель исполнительного директора по стратегии и прогнозированию Экспертного института социальных исследований Екатерина Соколова подметила, что в текущих событиях складывается ощущение, будто Европа отказывается от своих цивилизационных оснований. Рационализм отсутствует в таких заявлениях, как «война до последнего украинца». По мнению Сергея Баранова, Запад использует украинцев, как расходный материал в борьбе с Россией и другими цивилизациями, продолжая и сегодня действовать на основе холодных расчётов.
Политолог, философ, журналист Борис Межуев констатировал также, что в настоящее время стали больше говорить о цивилизационной идентичности. Он напомнил, что если в 2014 году при воссоединении с Крымом риторика была о национальной идентичности («что отличает нас от Украины»), то сейчас настал переломный момент в разворачивании дискуссии именно о том, что нас характеризует, как цивилизацию («что отличает нас от Запада»). По мнению эксперта, разница существенна.
«Мне кажется, что национальная идентичность — это определение себя через прошлое, цивилизационная идентичность — это определение себя через будущее. Прошлое, наши корни, — это то, что соединяет нас с нашими предками, это вещь важная, но тем не менее не столь значительная. А когда мы говорим о том, чем мы отличаемся от Запада, мы, в первую очередь, задействуем то, что мы не вписываемся в то будущее, которое строит Запад, вот это, мне кажется, сегодня главное», — пояснил Борис Межуев.
Вопрос о российской идентичности возник поле того, как как Россия начала военную спецоперацию на Украине 24 февраля для защиты ДНР и ЛНР.