Третьяковская галерея выражает искреннюю признательность Сбербанку, сразу предложившему помощь в первые дни после вандального нападения на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), и расценивает его поддержку как важнейший вклад в общее дело сохранения национального культурного наследия. Об этом было заявлено на пресс-конференции в Государственной Третьяковской галерее.
Узнайте больше в полной версии ➞Процесс реставрации шедевра стартовал в кратчайшие сроки, весь комплекс исследований и техническое оснащение работ проходили благодаря масштабной поддержке Сбербанка, было отмечено на пресс-конференции.
В Государственной Третьяковской галерее завершена длившаяся четыре года, уникальная для отечественной практики по объему и сложности работ реставрация выдающегося живописного произведения — картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). При восстановлении повреждений авторской живописи и полотна после нападения вандала на произведение 25 мая 2018 года специалистами музея были использованы новейшие материалы и технологии, разработан целый ряд ноу-хау, впервые успешно примененный в реставрационной области.
Перед реставраторами Третьяковской галереи встала сложная задача: не только исправить причиненный вандалом вред, но и на новом витке знаний, развития технологий и исследовательских возможностей глобально решить проблемы состояния сохранности картины.
В депозитарии Третьяковской галереи была создана специальная реставрационная мастерская. Было сконструировано и изготовлено уникальное оборудование, не имеющее в мире аналогов: подвижный многофункциональный стол-трансформер со сложной механикой, уникальное реставрационное кресло. В процессе реставрации впервые в России был применен инновационный подход к утоньшению лакового покрытия. Вместе с избыточным лаком, теперь утоньшенным до оригинального слоя, было также удалено значительное количество старых реставрационных межлаковых записей и материалов. Это позволило вернуть картине ее истинное колористическое звучание, задуманное художником, подчеркнули на пресс-конференции.
За 4 года реставрации был пройден большой путь, включавший в себя изучение и анализ произведения ради понимания особенностей полотна Ильи Репина, осознание многокомпонентной сложности процессов, происходивших и происходящих в картине за весь период ее существования. Именно такой подход стал основой для принятия ответственных решений при восстановлении произведения и возвращения его в экспозицию музея.
Реставрационные работы осуществляли специалисты Государственной Третьяковской галереи. Руководитель группы реставраторов — начальник отдела научной реставрации масляной станковой живописи Государственной Третьяковской галереи Андрей Голубейко. Ведущие реставраторы: реставратор высшей категории Екатерина Волкова, реставратор высшей категории Александра Орловская, а также сотрудники отдела научной реставрации масляной станковой живописи 18 — начала 20 века Государственной Третьяковской галереи.
После окончания пресс-конференции картина будет вновь перемещена в депозитарий до момента изготовления для нее защитной капсулы. По завершении работ по изготовлению и монтажу данной капсулы картина будет возвращена в залы Репина в постоянной экспозиции Третьяковской галереи для публичного обозрения. Об этом будет сообщено дополнительно.