Вопрос выбора идеологии в России всегда был определяющим для мыслящих людей, экспертов, исследователей и политических партий. В настоящее время он еще более актуализировался. На круглом столе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) прошла философская дискуссия о том, какая идеология нужна России и как конструировать мир будущего.
Узнайте больше в полной версии ➞Руководитель Экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов считает, что пора уйти от слова «идеология», и поговорить о ценностях, благодаря которым «страна бы продолжала по возможности существовать хорошо». По его мнению, наши ценности — патриотизм, солидарность, суверенитет, и сейчас надо думать о том, какой в итоге должна быть наша страна, если ценности, которые мы исповедуем, возобладают. Он предполагает, что это будет суверенное государство с социальной идеологией и сильной властью.
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов уверен, что идеология должна быть связана прежде всего с решением национальных задач, все остальное, по его мнению, вторично. Он считает военную спецоперацию на Украине российской внутренней задачей, «даже для наших партнеров это не повестка». Будущее мироустройство, по его словам, зависит от того, какой будет Россия, и сейчас самое время вернуться к дискуссии, кто мы. «Мы сами должны определить, как и что мы делаем, а все остальные будут, ориентируясь на это, строить с нами отношения, — уверен Федор Лукьянов. — Важно показать, что другая, отличная от глобализации система приносит больший успех».
Исполняющий обязанности декана философского факультета МГУ имени Ломоносова Алексей Козырев считает идеологию инструментом политических партий, а возможность общенациональной идеологии большим вопросом. «Когда мы пытаемся объединить в сложнейший исторический период российский народ, надо говорить не об идеологии, — уверен он. — Речь должна идти о национальной стратегиии, должны быть определены национальные приоритеты, прежде всего в сфере социальной». По его мнению, России надо искать свою сущность, свои корни. «У нас яркая палитра, на ней сотни красок, которыми можно рисовать нашу цивилизации, а не две-три», — считает Алексей Козырев. Он подчеркнул, что стране это по силам, поскольку, по его словам, мы сумели создать национальный феномен мысли, и этот багаж очень востребован сейчас.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов также считает, что исторический контекст диктует и сегодня целесообразно говорить об идеологии как о стратегии. По его словам, мир может стать другим, если западные антироссийские механизмы не сработают и «возникнут изменения в конструкции». «Образ будущего надо сегодня придумывать, цивилизацию базовых ценностей, как христианская, так и экономическая модели которой будут отличаться от западной, — уверен Михаил Ремизов. — России и миру нужна альтернатива, а нам западные страны дают подсказки, отбрасывают многое из прошлого, из которого можно было бы построить добротный русский ковчег».
По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Олега Матвейчева, идет война с англосаксами на выживание, нам брошен вызов. Но, выживать не имеет смысла, если нет мечты, считает он, о целях выживания в первую очередь надо помнить. По его мнению, чтобы Россия стала уважаемой в мире державой с «блокирующим пакетом», нужна сильная экономика, например, контроль над энергетикой, военная мощь и культура. «Нам не нужна страна без культуры, нас должны любить за Толстого и Достоевского», — уверен Олег Матвейчев. По его словам, «мы выросли из штанов западничества и славянофильства, евразийство в обновленном варианте должно стать нашей идеологией».
Ранее Экспертный институт социальных исследований провел философские и политологические обсуждения вопросов, касающихся идентичности россиян, миссии России в мире, будущего страны.