В ходе «Недели Российского Ритейла» состоялась экспертная сессия «Государство + бизнес = ? Решения в условиях неопределенности», организованная автономной некоммерческой организацией «Институт развития предпринимательства и экономики». Директор института Наталья Назарова констатировала, что этот диалог есть. Однако работа еще предстоит.
Узнайте больше в полной версии ➞«Сегодня мы можем констатировать, что диалог между бизнесом и властью существует и работает довольно эффективно. Стороны учатся слышать и понимать друг друга, это двусторонний процесс, первые результаты которого внушают осторожный оптимизм. Тем не менее, хотелось бы особо отметить, что именно поддержка спроса сегодня требует дальнейшей проработки и большей систематизации. Такую систематизацию можно реализовать с помощью адресной помощи населению, в то время как пока со стороны государства все же преобладают административно-ограничительные действия. Стимулирование спроса приведет к росту доходов отечественных производителей, следовательно, бизнес сможет быстрее адаптироваться к новым условиям, что увеличит возвращение средств государству в виде налогов и минимизирует риски социального напряжения», — отметила она.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов подчеркнул, что бизнес настороженно относится к мерам поддержки государства.
«Самое страшное и ненужное, — когда программа, которую государство принимает, доходит только до десяти процентов адресатов. Это система льгот, поддержки, грантов. Бизнес к этому относится осторожно и правильно делает, потому что все, что связано с бюджетными деньгами, очень токсично. Любое решение любого министерства нужно визировать в силовых органах, а после того, как решение принимается, должна быть презумпция невиновности. Главный дефицит сегодня — дефицит людей, которые смогут в новых условиях заняться новой предпринимательской активностью. Никогда как раньше не будет и это хорошо. Это значит, что у предпринимателей есть шанс стать новыми миллиардерами», — подчеркнул он.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева отметила, что бизнес научился объединяться.
«Во-первых, кризис научил бизнес объединяться. 38 отраслевых бизнес-сообществ входят в межотраслевой совет, половина из них не существовала раньше. Сильные отраслевые сообщества показывают другим, как нужно работать с государством. Власть Москвы слышит бизнес: если мы распечатаем все пять пакетов мер поддержки, то могу показать текст, который формировало бизнес-сообщество и те отраслевые ассоциации, которые могут что-либо предложить. 30 процентов предложений — в принятых документах. Ни одно решение не было принято без участия бизнеса, просто потому что власти не надо принимать то, что не будет работать. Другое дело, что бизнес часто не умеет работать с государством. Мы готовы предоставить помощь. Нужно найти свое отраслевое сообщество и взаимодействовать с государством», — подчеркнула Минеева.
Директор Союза независимых сетей России Иван Бабухадзе напомнил, что власти и бизнес начали строить диалог еще во время пандемии.
«Построение отношений с властями началось еще в период пандемии, когда была нестабильная ситуация с ценообразованием на социально значимые продукты. Мы выработали с органами исполнительной власти инструменты, которые позволили сдержать цены на рынке, дать понятную и четкую цену потребителю. Мы начали понимать, что в органах федеральной власти нас слышат. За последние два года мы получили большое количество преференций. По основным вопросам были найдены точки соприкосновения», — сказал он.
Председатель Общероссийской общественной организации «Союз потребителей Российской Федерации» Петр Шелищ выразил уверенность, что государство не должно заниматься ценовым регулированием.
«Первое, чего не должно делать государство — не должно пытаться регулировать цены. Надеемся, что исполнительная власть получила урок, когда попыталась в конце 2020 года остановить рост цен на сахар и масло. Но, тем не менее, угроза есть. Мы понимаем, что если такие решения будут приняты, на следующем этапе придется ограничивать цены поставки, потом придется обязывать производить определенную номенклатуру продукции. Что государство обязано делать: оно должно гарантировать отсутствие картельных сговоров на рынке. Оно должно компенсировать рост цен тем гражданам, которые не в состоянии сами с этим справиться. Это, прежде всего, семьи с детьми. Следующее, чего мы ждем от государства, это конечно же снятие всех неоправданных ограничений для бизнеса, снятие которых не создает риска для потребителей. Это касается в первую очередь обязательной цифровой маркировки продовольствия», — считает эксперт.
Руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александр Васильев напомнил, что в маркетплейсе работает больше 120 тысяч предпринимателей, при этом к малому и среднему бизнесу относятся 80 процентов. Эксперт назвал их драйвером экономики.
«Очень важно, чтобы у МСП были потребители, кому продавать, а по прогнозам российская экономика может уменьшиться, соответственно сократится покупательская способность. За счет роста и активности наших продавцов покупатели получают доступ к широкому ассортименту товаров, ушедшие бренды постепенно замещаются российскими продавцами. На наш взгляд, для государства сейчас важно обеспечить не поддержку каких-то конкретных видов товаров, а поддерживать самих предпринимателей, далее покупатель сам определит, что ему нужно. Самое главное — обеспечить справедливую конкуренцию, чтобы все компании были в равных условиях, гарантировать прозрачность принятия и разработки решений, чтобы любой небольшой бизнес мог в этом поучаствовать», — заявил он.
Начальник управления по взаимодействию с федеральными органами власти X5 Retail Group Артур Гафаров рассказал о ситуации в фудритейле.
«Фудритейл всегда находился, а сейчас особенно, находится на перепутье всех ключевых институций в государстве — это само государство, это малый бизнес, это крупные поставщики, это все мы, потребители. И из этого положения особенно хорошо видно, что не только государство и бизнес должны решать проблемы, но и общество, наши потребители, могут им в этом помочь, например, просто в какие-то сложные моменты не поддаваясь ажиотажу», — сказал он.