Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) опубликовал доклад «Отрасли в условиях санкций. Химическая отрасль». Аналитики ЭИСИ поговорили с руководителями отраслевых союзов и экспертами в химической отрасли и получили развернутые ответы о сложностях, трендах и перспективах в этой сфере.
Узнайте больше в полной версии ➞В докладе эксперты ЭИСИ дают ответы на актуальные вопросы: отразятся ли санкции на доступности продукции химической отрасли — бытовой химии, полимерных труб и упаковки? Нужна ли химической отрасли дополнительная государственная помощь? Какие решения нужно принимать в ближайшее время, чтобы устранить накапливающиеся риски? Какую стратегию развития видит отрасль?
Аналитики ЭИСИ отмечают следующие тренды в химической отрасли: реализация действующих национальных проектов и государственных программ оказывает существенную поддержку отрасли. По мнению специалистов института, в настоящее время предприятия отрасли ищут новых поставщиков критически важного сырья, катализаторов, комплектующих, а также потребителей готовой продукции из дружественных стран. Кроме того, химическая отрасль выдвигает конкретные общественные инициативы по сокращению выросших расходов.
В докладе были отмечены основные риски и проблемы химической отрасли. Так существенной проблемой является остановка производств крупно- и среднетоннажной химии из-за отсутствия добавок, катализаторов, со-катализаторов. Поэтому необходим поиск альтернативных поставщиков на внешнем и внутреннем рынке России, поддержка отечественных проектов в мало- и мелкотоннажной химии.
Существует высокая неопределенность в перспективах развития отрасли. Чтобы преодолеть эту проблему нужно разработать актуальную стратегию или актуальный план действий с участием государства и отрасли, повышение транспарентности рынков. Необходимо также развитие биржевых рынков, анонс и реализация проектов общеотраслевого значения, контроль за ценообразованием на первичные полимеры.
В настоящее время, по мнению экспертов ЭИСИ, транспортно-логистические коридоры на Восток и Юг не обеспечивают потребности отрасли в импорте и экспорте. Поэтому в этих направлениях необходима модернизация транспортно-логических коридоров. Кроме того, существует нетранспарентность процессов формирования государственной отраслевой политики. Для решения этой проблемы необходимо минимум публичное обсуждение мер.
По мнению аналитиков ЭИСИ, в химической отрасли России появилось ряд значимых возможностей. Среди которых, развитие сотрудничества с государствами постсоветского пространства, а также Китаем, Ираном, Латинской Америкой, Венесуэлой и Мексикой. Появился и потенциал разработки и реализации совместной программы действий отрасли, государства и экспертов в рамках кристаллизовавшегося в отрасли понимания ориентиров собственного системного развития. Необходимо настойчиво развивать внутренний рынок химической продукции на основе единой госпрограммы химизации народного хозяйства страны, при этом актуальная программа импотозамещения на первом этапе должна исходить из потребностей отрасли в базовых продуктах и химикатах.
В стране есть потенциал стимулировать увеличение глубины переработки углеводородного сырья, а также создание широкого ассортимента отечественной химической продукции с высокой добавленной стоимостью. Можно нарастить промышленный потенциал химической отрасли с помощью инструментов кластерного развития и кооперации производств на отдельных территориях — в особых экономических зонах и промышленных технопарках России. В основе подобных кластеров формировать научные и инжиниринговые центры, способствующие созданию экономически эффективных наукоемких производств.
Эксперты России считают, что необходимо стимулировать развитие мало- и мелкотоннажной химии, в том числе за счет масштабирования практик использования гибких технологий и установок, на которых можно получать 10-15 продуктов химии, а также разработать дорожные карты работы с дружественными странами.