На площадке 25 Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022) состоялась панельная дискуссия «Клуба губернаторов» «Регионы — локомотивы новых возможностей». Организаторами мероприятия выступили Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) и фонд Росконгресс. Главы субъектов России обменялись опытом поддержки и развития экономики регионов в новых экономических обстоятельствах.
Узнайте больше в полной версии ➞Спикерами выступили губернатор Амурской области Василий Орлов, глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, врио губернатора Ярославской области Михаил Евраев, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, врио главы Администрации Тамбовской области Максим Егоров, губернатор Забайкальского края Александр Осипов, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, губернатор Тюменской области Александр Моор, глава Республики Чувашия Олег Николаев, губернатор города Севастополя Михаил Развожаев, заместитель председателя комитета Совета Федерации по регламенту и парламентской деятельности Сергей Перминов и исполнительный директор ЭИСИ Анна Федулкина. Дискуссию модерировала директор департамента региональных программ ЭИСИ Дарья Кислицына.
«В контексте новых вызовов мы будем говорить о регионе комплексно как об объекте управления. Наша секция — про социальные аспекты реализации тех или иных экономических решений, про то, как в новых экономических условиях чувствует себя человек. Наша страна разнообразна, мы имеем дело с разными управленческими подходами. Сегодня поделимся опытом региональной поддержки экономики и осмыслим социальные эффекты этой поддержки. Хотим, чтобы у сессии был прикладной характер: обменяемся региональными «рецептами», которыми один регион может поделиться с другими», — задала вектор дискуссии Дарья Кислицына.
После введения против России западных санкций президент России Владимир Путин расширил полномочия губернаторов, чтобы обеспечить эффективность управления разными социально-экономическими контекстами. В изменившейся экономической реальности российские регионы выступают локомотивами развития страны, сталкиваются с серьезными вызовами, преодолевают их и открывают новые возможности. В ходе дискуссии губернаторы поделились управленческими стратегиями, нацеленными на поддержку промышленных предприятий, бизнеса и граждан в условиях санкций.
Санкции стали стимулом для развития отдельных отраслей экономики регионов. Например, Амурская область сделала ставку на развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности. «Сельское хозяйство для нас — стратегически значимая отрасль. В прошлом году в регионе был зафиксирован рекордный урожай, сейчас ставим перед собой более высокие цели. Стимулируем развитие отрасли. Три года назад запретили использование иностранной рабочей силы, а также приняли на себя ряд обязательств, среди которых, например, субсидирование сельхозтоваропроизводителей. Стараемся создать условия для подготовки собственных кадров», — рассказал губернатор региона Василий Орлов. Глава Амурской области также подчеркнул, что реализация проектов федерального масштаба, которые стратегически меняют всю экономику области, началась до пандемии и введения западных санкций.
На вопрос о том, как найти баланс между экономическими решениями и ставкой на развитие человеческого капитала в самом большом регионе страны, ответил глава Якутии Айсен Николаев. Ил Дархан отметил, что регион чувствует себя уверенно в контексте высоких темпов роста ВРП и добычи основных полезных ископаемых по сравнению с прошлым годом. Вместе с тем Николаев подчеркнул, что хорошими цифрами нельзя обольщаться и следует обратить внимание на развитие человеческого капитала. Так, регион ищет возможности, например, для развития IT-компаний на российском рынке и на рынке дружественных стран. Отдельное внимание глава Якутии обратил на необходимость развития транспортной инфраструктуры. «Транспортная инфраструктура на Восток развивается не так быстро, как нужно нашей стране. Назрел вопрос развития Северного морского пути как активной транспортной магистрали, строительства федеральной дороги, ведущей к Охотскому морю. Мы до сих пор обсуждаем, нужен ли Ленский мост, но это надо было делать еще позавчера», — резюмировал он.