За 2021 год поддержку Московского экспортного центра (МЭЦ) получили 6475 компаний столицы, а объем экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, составил 81,4 миллиона долларов. Это компании, которые получили от МЭЦ нефинансовую помощь: приняли участие в бизнес-миссиях и выставках, были поддержаны на онлайн-площадках, получили софинансирование акселерационных программ, выведены в ритейл-сети.
Узнайте больше в полной версии ➞При этом финансовая поддержка в 2021 году также побила рекорды: московским предпринимателям одобрили 284 заявки на получение экспортного гранта и субсидий на сумму более 634 миллионов рублей.
За примерами далеко ходить не надо — знакомый многим россиянам (и не только) международный бренд Librederm при поддержке Московского экспортного центра может размещать свою продукцию на торговой площадке Russian Commodities Pavillion в Чэнду (провинция Сычуань, Китай). Она находится крупнейшем торговом комплексе Chengdu International Trade City и объединяет выставочный B2B-павильон и магазин для посетителей комплекса.
Еще один яркий пример — московский производитель и поставщик лимонадов под брендом Lemonardo. Компания подала заявку в МЭЦ, ее одобрили, и в 2021 году газированные напитки бесплатно разместили на электронной торговой площадке Tmall в Китае. Lemonardo улыбнулась удача — размещение продукции на таком маркетплейсе обеспечивает гарантированное заключение внешнеторгового контракта. Tmall.com — это один из крупнейших китайских маркетплейсов, где можно приобрести товары международных брендов. Число его активных пользователей превышает 500 миллионов в месяц, а товарооборот площадки составляет порядка 475 миллиардов долларов США.
Производитель напитков на этом не остановился и снова подал заявку в МЭЦ — теперь ему одобрили размещение товаров в 2022 году на популярной в Китае онлайн-платформе WeChat. Это универсальная цифровая площадка, которая объединяет функции соцсети, мессенджера, маркетплейса и платежной системы. Число ее активных пользователей превышает 1,2 миллиарда человек.
Компания «Спутник» занимается производством умных домофонов — тех самых, которые показывают видео гостя при помощи мобильного приложения, открываются NFC и банковской картой и распознают жителей дома. При поддержке МЭЦ представители предприятия приняли участие в акселерационной программе GoGlobal, побывали на бизнес-миссиях в Японии и Сербии и получили премиальный аккаунт для распространения товаров на электронной торговой площадке Europages.
Выходить на зарубежные рынки зачастую нелегко, но у МЭЦ есть все необходимые для этого решения. Обратившись за поддержкой раз, предприниматели возвращаются за ней снова и снова, потому что знают: она реально работает.
У Московского экспортного центра есть множество инструментов: это и образовательная поддержка, и бизнес-миссии в различные страны, и помощь в продвижении товаров на маркетплейсах, и международные выставки. Ключевая задача МЭЦ — увеличить число экспортеров и помочь им в развитии внешнеэкономической деятельности.
Так, в 2021 году МЭЦ помог медицинским предприятиям принять участие в профильных международных выставках Africa Health и Medica и финансировал все деловые мероприятия. На выставке Medica в Дюссельдорфе компании Москвы представили продукцию на объединенном стенде Made in Moscow в очном формате. А для Africa Health организовали онлайн-бизнес-миссию. Для производителей косметической продукции провели онлайн-бизнес-миссию в рамках выставки Intercharm Korea.
Московские производители электроники поучаствовали в бизнес-миссиях с партнерами из Индии, Катара, Финляндии, Армении и других стран. Московский экспортный центр профинансировал организацию переговоров и услуги переводчиков.
Помимо этого, для производителей готовой продукции есть целый набор инструментов поддержки онлайн-экспорта, в том числе продажи на зарубежных маркетплейсах. При поддержке города компании могут начать торговлю на различных интернет-площадках.
Экспортерам предоставляют и образовательную поддержку. В столице действует Московская школа экспортера. Слушатели учатся международным коммуникациям, маркетингу, логистике, сертификации. Кроме того, в рамках программы проводят конференции, на которых столичные производители узнают об особенностях поставок товаров в разные страны.
Производители могут сформировать стратегию выхода на экспорт, участвуя в акселерационных программах, где МЭЦ софинансирует до 90 процентов стоимости участия. Такие проекты уже проводили вместе с Московской школой управления «Сколково», GenerationS, GVA и другими профильными организациями. После этого многие компании нашли партнеров за рубежом. Так, один из выпускников программы «Экспортеры 2.0» запустил экспорт стоматологических фантомов в Мексику и Иорданию.
Найти новых бизнес-партнеров и наладить деловые коммуникации московским экспортерам помогает выставочная программа. Участники могут предоставлять продукцию на коллективном стенде Made in Moscow на выставках в разных странах — причем даже в онлайн-формате, который начали применять во время пандемии коронавируса.