Экспертный центр Независимого общественного мониторинга совместно с группой Совета по правам человека за три дня обработал и провел экспертизу почти 24 тысяч сообщений с участков на выборах. Такую цифру озвучили на брифинге член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод и член Общественной палаты, исполнительный директор Независимого общественного мониторинга Алена Булгакова. Шесть случаев на данный момент квалифицированы как нарушения.
Узнайте больше в полной версии ➞«На данный момент на карту Независимого общественного мониторинга поступило порядка 24 тысяч сообщений. Информация позволяет сделать вывод, что избирательные процедуры проходят без грубых нарушений и срывов. В двух регионах была информация о ложном минировании, но она не помешала ходу выборов», — рассказал Александр Брод.
Алена Булгакова рассказала о выводах, которые уже можно сделать по итогам двух дней голосования.
«Риски, о которых мы говорили накануне выборов, пока сохранились: есть единичные случаи нареканий к процедурным вопросам — работы со списками, к надомному голосованию. Но в целом процесс проходит в штатном режиме», — отметила она.
По словам Булгаковой, в ряде регионов возникают провокационные случаи, такие факты зафиксированы в Саратовской области, Краснодарском крае. Они получают большой резонанс за счет раскрутки роликов самими кандидатами от партий. После проверки выясняется, что ситуации носят провокационный характер и действия направлены на дискредитацию, отметила она.
Оба эксперта напомнили об инциденте на участке 901 Геленджика, где по обращению общественных наблюдателей был отстранен от работы заместитель председателя, у которого предположительно обнаружили несколько заполненных бюллетеней.
Также были обнаружены нарушения избирательного законодательства в части агитации.
«Волонтерами Общественного штаба Курской области было зафиксировано, что на одном из участков члены УИК дали проголосовать своим знакомым, на том основании, что они приобрели земельный участок, но не зарегистрировались на нем. Реакция наблюдателей последовала моментально: сейчас стационарный ящики опечатан, бюллетени признаны недействительными», — отметила она.
Секретарь Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Александр Точенов, который рассказал, что область стала лидером по явке, причем проявилось большое количество надомного голосования.
«Это вполне обоснованно и реально — в Тамбовской области есть маленькие поселения с большим числом пожилого население, которое из-за пандемии предпочло проголосовать на дому», — рассказал Точенов. По его словам, выборы в целом проходят вполне спокойно, нервотрепки на участках нет.
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова отметила, что в Свердловской области выборы также начались спокойно.
«С точки зрения обеспечения людей с ограниченными возможностями почти все участки оборудованы хорошо. Сообщения о нарушениях, поступающие на горячую линию, небольшие. Самое серьезное было связано с тем, что на одном из участков ближе 50 метров была размещена агитация за одного из кандидатов в Нижнем Тагиле, но это быстро исправили», — сказала она.
Профессор-исследователь Высшей школы экономики Леонид Поляков, контролирующий муниципальные выборы в Москве, поделился своим опытом электронного голосования на mos.ru, которое на муниципальных выборах в Москве проводится на собственной технической платформе. Эксперт подчеркнул, что операция голосования в Москве оказалась чрезвычайно простой и с точки зрения будущего перспективной.