Деловая программа международного коммуникационного форума Baltic Weekend включала панельную дискуссию «О чем молчат и говорят медиа?». Событие, которое состоялось 15 сентября 2022 года в Санкт-Петербурге, модерировал первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев. Профессионалы рынка обсудили, чем сегодня дышит индустрия, какие тренды существуют в медиа и как на них реагирует бизнес.
Узнайте больше в полной версии ➞Исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер, отметил, что «в последние годы рынок интернет-СМИ смог обеспечить рост аудитории, необходимый для полноценной конкуренции с телевидением. В период пандемии и самоизоляции запросы на новости кратно увеличились, и мы установили абсолютные рекорды за всю историю существования медиа Rambler&Co».
В 2022 году история повторилась, отметил Андрей Цыпер. «Например, в марте издание «Лента.ру» зафиксировало 1 миллиард просмотров и 15 миллионов уникальных посетителей в день — это шестая часть активной интернет-аудитории, которая сейчас насчитывает 94 миллиона. Однако мы столкнулись с рядом вызовов — например, Google без объяснения причин отключил нас от источников информации, что привело к сокращению рынка онлайн-СМИ на 30-40 процентов. Значительная аудитория пришла в анонимные Telegram-каналы, правда, в основном, милитаристских тематик. К таким вызовам невозможно подготовиться, однако уверен в том, что запрос на верифицированную информацию останется востребован и мы сможем не только удержать существующую аудиторию, но и привлечь новые сегменты», — подчеркнул исполнительный директор по медиа Rambler&Co.
Сопредседатель комитета по СМИ и информационной политике Ассоциации менеджеров Иван Еремин, актуализировал вопрос о том, что информационное поле сужается. Многие СМИ ушли, закрылись. А те, что остаются, испытывают сложности — экономические, административные, кадровый дефицит, падение доверия аудитории. В этих условиях традиционные СМИ уже не могут в полной мере обеспечить потребности деловой аудитории в качественном контенте. Еремин спрогнозировал появление новых форматов распространения деловой информации и подчеркнул, что для эффективного решения необходимо объединить усилия поставщиков информации и деловых потребителей. «Развитые и сильные медиа и бизнес — это залог стабильного государства», — резюмировал он.
По данным заместителя генерального директора «Интерфакса» Юрия Погорелого, в 2021 году СМИ писали преимущественно на темы коронавируса, Олимпиады, Евро-2020, ПМЭФ, стрельбе в Казани. Другая информационная повестка в 2022: специальная военная операция, санкции, коронавирус, меры поддержки бизнеса, экспорт нефти и газа. Произошла смена лидеров читательской аудитории — рост показали ресурсы «Царьград», «Газета.Ru», Сеть городских порталов. По подсчетам «Интерфакс-Скан», количество сообщений про санкции выросло в три раза. Высокий Индекс информационной заметности показали такие компании, как Сбер, «Газпром», «Яндекс», РЖД, банк ВТБ.
Директор по маркетингу РБК Андрей Сикорский перечислил четыре основные тенденции. Растет процент людей с «медиадиетой» не из одного медиа. Есть усталость от новостного фона, растет запрос на нарративы, в том числе многоформатные — микс-диджитала, прессы, ТВ и мероприятий. Наблюдается перераспределение источников трафика. «По РБК мы видим рост запроса экономически активной аудитории на темы, связанные с практикой — в нашем опыте это инвестиции в широком смысле слова, включая инвестиции в себя, вопросы развития», — уточнил спикер.
Главный редактор «Советского спорта» Николай Яременко, рассказал, что спрос на новости спорта в течение года был неравномерным. Гигантский всплеск интереса с февраля по апрель — при этом внимание было не к очкам, медалям и чисто спортивной информации, а к тому, какие еще спортсмены или турниры попали под санкции, в мае он выровнялся, а сейчас снова виден рост. Ориентируясь на ситуацию, когда идет перегруппировка Telegram-каналов среди читателей, «"Советский спорт" переоформил повестку куда ближе к повестке Telegram-каналов,то есть мы тематически сменились», — отметил Яременко и подвел итог: «Сегодня традиционные СМИ могут даже обратно отхватить кусок рынка у соцсетей».
«Мы наблюдаем колоссальную потребность аудитории в оптимизме», — обозначила тренд генеральный директор «Русской медиагруппы» Любовь Маляревская. Радиослушатель хочет улучшить настроение и быть с любимым радио. Так, радиоведущие уже стали членами семей, в их честь называют детей. При этом бизнес также чувствует эту тенденцию и сам входит в тему, поддерживая интеграции на темы: ЗОЖ, мода, хобби, авто, личные финансы.
По словам издателя «Сноба» Марины Геворкян, с мая текущего года ядерная аудитория издания выросла на 50 процентов. «Сноб» — медиа о человеке, а в текущем моменте люди сосредоточены на себе и своем внутреннем мире, аудитории интересны экзистенциальные истории, психология, потребительские темы. Истории людей, деятелей из нашего десятилетнего проекта — премии «Сделано в России», обрели новые смыслы. «Мы находимся в том моменте, когда прошлого нет, а будущее туманно и вариативно. И мы поддерживаем аудиторию качественной полезной информацией», — поделилась Геворкян.