Распространение открытых программных интерфейсов в финансовом секторе повысит конкуренцию на рынке и улучшит клиентский опыт, но ряд представленных Банком России стандартов API требуют более детальной проработки. Об этом заявил первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин, выступая на сессии «Цифровой сёрфинг: волна за волной» в рамках форума FINOPOLIS.
Узнайте больше в полной версии ➞Среди прочего, участники сессии обсудили концепцию внедрения открытых API на финансовом рынке, которую в среду опубликовал Банк России. API широко применяются не только в финансах, но и в других отраслях экономики: с помощью них компании упрощают и ускоряют обмен данными, расширяют функционал внутренних систем, запускают мобильные сервисы, подключают бизнес-партнеров.
Открытые API — в отличие от внутренних или партнерских — разрабатываются по открытым правилам и предполагают равный доступ для всех участников. Концепция предусматривает, что до 2024 года использование API будет носить рекомендательный характер, но в дальнейшем их применение по ряду операций для крупнейших организаций станет обязательным с последующим расширением на других участников финансового рынка.
По мнению Александра Ведяхина, открытые API позволят улучшить клиентский опыт при работе с финансовыми сервисами: клиенты смогут видеть информацию по всем своим продуктам в разных банках, работать с аналитикой и проводить базовые операции.
«Опубликованные Банком России стандарты открытых API мы считаем полезными для себя, уже изучаем их и оцениваем применимость в наших продуктах. Часть стандартов находится в высокой степени готовности к практическому применению. В основном это касается стандартов, которые можно условно назвать "информационными", например стандартов отображения карт, вкладов или кредитов. Другая часть, "платёжная", идейно правильная, но, чтобы обеспечить хороший клиентский опыт, требует более детальной проработки», — отметил Ведяхин.
В частности, в стандарте открытых API, касающемся платежей и переводов, инициирование операции происходит на стороне того банка, в который клиент добавил карту, а подтверждение и фактическое завершение — в банке, выпустившим карту. На практике это означает переход из приложения одного банка в приложение другого банка, что может быть для клиента неудобным, отметил Ведяхин. Кроме того, стандарты не меняют принципов работы с банковской тайной, и для обмена данными требуются договоры между участниками, что усложняет использование стандартов на практике.
Устойчивую систему открытых API можно построить только на основе равных требований и привлекательности коммерческих условий работы для всех участников рынка, подчеркнул Александр Ведяхин. Но главное — обеспечить безопасность данных клиентов: крупнейшие банки надежно защищают данные, но проблемы могут начаться, если данные попадут банку, который не сможет предоставить их достаточно хорошую киберзащиту, добавил Александр Ведяхин.