Правительство России направило в Госдуму список из десяти законопроектов, которые необходимо рассмотреть в приоритетном порядке до конца года, сообщает ТАСС. Среди них — законопроект об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, который первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков назвал многострадальным.
Узнайте больше в полной версии ➞Депутаты Госдумы и сенаторы предложили пакет поправок из 99 предложений парламентариев ко второму чтению законопроекта о такси. По мнению газеты «Ведомости», они могут серьезно скорректировать инициативу, которая должна быть окончательно оформлена в действующий закон уже в нынешнюю осеннюю сессию, как и говорил заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов в ходе Транспортной недели. Хотя профильный комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры в ходе осенней сессии не собирался отдельно для обсуждения законопроекта о такси, отмечают «Ведомости».
По информации источников издания, Минтранс России в целом поддерживает поправки депутатов. У ведомства есть точечные комментарии, но они не противоречат общему ходу согласованного перечня.
Основные дискуссии состоялись по поправкам об ответственности агрегатора, которая по мнению парламентариев должна быть пропорциональна степени вовлеченности в перевозку и, следовательно, вины за ущерб.
Бизнес придерживается позиции, что ответственность должна быть субсидиарной, а не солидарной, ведь иначе за возмещением ущерба чаще всего будут обращаться к агрегатору, что несправедливо, сказал заместитель председателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. По его мнению, сначала за возмещением следует обращаться непосредственно к виновнику причинения ущерба и, если он не покрывает затраты, тогда в рамках субсидиарной ответственности следует обращаться к остальным участникам события, коим является в том числе и агрегатор.
«Законопроект направлен на то, чтобы ответственность была и со стороны перевозчика, и со стороны службы, через которую делается заказ такси, — говорит зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Рафаэль Марданшин. — Если авария произошла по вине водителя, то он в пределах страховки возмещает ущерб. В поправках к законопроекту предусмотрена норма субсидиарной ответственности, потому что не всегда данная страховка может покрыть нанесенный ущерб. Для таких случаев и было предусмотрено, чтобы ущерб могли покрывать другие участники рынка, например служба заказов такси».
Ответственность в большинстве случаев должен нести перевозчик, полагает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Агрегатор должен выступать соответчиком, когда есть проблемы с его стороны, например, если не была своевременно убрана машина, или организация из числа партнеров, если ее разрешение было приостановлено», — отметил он. По мнению Шапарина, поправка не ударит болезненно по водителям, потому что «все и так понимали», что перевозчики будут нести ответственность за причинение вреда пассажирам.
По его словам, не нужно тянуть с принятием поправок, поскольку отрасль находится «в подвешенном состоянии». РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России» уже направили спикеру Госдумы Вячеславу Володину письмо с просьбой ускорить принятие законопроекта с учетом позиции бизнеса, сказал Данилов-Данильян.
По мнению депутатов, предложенная в первой версии законопроекта аттестация водителей на знание города избыточна, как и дополнительные средства контроля за усталостью водителей. Кроме того, ко второму чтению убрана такая заградительная мера по допуску к управлению такси, как три неоплаченных штрафа за нарушение ПДД.
Главное, что было в законопроекте к первому чтению и остается перед вторым чтением без изменений — понятие агрегатора такси, а также предоставление возможности самозанятым работать в отрасли напрямую, не получая дополнительные формальные статусы, например, ИП.