Россия
18:30, 20 декабря 2022

Россияне стали меньше доверять фейкам

В Москве подвели итоги работы по противодействию фейковой информации
Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: Сергей Рыбежский / Коммерсантъ

В Москве подвели итоги работы по противодействию распространения фейковой информации на примере опыта автономной некоммерческой организации «Диалог Регионы».

Узнайте больше в полной версии ➞

Для российского сегмента интернета в 2022 году с началом спецоперации был зафиксирован рекордный всплеск числа фейков. Ключевыми темами стали сама спецоперация и частичная мобилизация. Общее же количество фейков достигло 9,3 миллиона, что почти в шесть раз больше, чем в прошлом году. При этом, по мнению специалистов, в ближайшие годы объем недостоверной информации в сети будет только расти.

«Большинство фейков касается СВО — здесь в ход идут и постановочные фото, и видео, и поддельные документы, и даже знакомые в министерстве обороны с доступом к государственной тайне», — рассказал генеральный директор автономной некоммерческой организации «Диалог Регионы», компании-основателя фактчекинговой платформы «Лапша медиа» Владимир Табак.

Он отметил, что на основании опросов намного больше россиян стали осторожнее, относится к информации и всячески приветствуют борьбу с недостоверными сведениями. Основное место распространения фейков — это отечественные социальные сети, так как аудитория зарубежных соцсетей существенно сократилась после блокировки Роскомнадзором. Согласно опросам, 66 процентов пользователей сети встречают фейки более одного раза в неделю. Из них практически ежедневно — 41 процент. Несколько раз в день — 13 процентов, несколько раз в неделю — десять процентов. Не встречают фейковую информацию всего лишь три процента из числа всех респондентов.

По мнению россиян, фейки представляют реальную опасность так как являются оружием в информационной войне и направлены на раскручивание общественной паники и дестабилизацию взаимодействия государства и общества.

Одним из примеров успешного взаимодействия по фактчекингу стало сотрудничество между автономнойне «Диалог Регионы» и Высшей школой экономики. Вуз присоединился к работе с «Лапша Медиа» в середине 2022 года. ВШЭ также призывает и другие университеты подключаться к фактчекингу.

«Обладая экспертностью, другие университеты также должны заниматься верификацией данных и использовать собственную репутацию, чтобы транслировать достоверную информацию», — сказал старший директор по коммуникациям ВШЭ Андрей Лавров.

Директор департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Екатерина Ларина считает, что на основании последних событий необходимо восстанавливать разницу между медиа-подобными субъектами и реальными СМИ, так как только последние могут являться достоверным источником информации.

«Свобода слова и свобода информации это не одно и тоже, но за последние годы они стали отождествляться что является серьезной опасностью. Должна быть реальная ответственность за распространение недостоверной информации СМИ», — добавила эксперт.

При этом все специалисты отмечают, что общий уровень информационной гигиены у Россиян существенно вырос за последние годы. Причем во многом это связано и с изменением поведения властей, говорят они. Открытость и прозрачность в общении государства с людьми способствует увеличению доверия к официальным источникам информации. В качестве примера такой открытости Владимир Табак привел социальные сети губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова.

«Мы познакомились, еще когда Вячеслав Гладков был врио губернатора. Он сразу же сделал ставку на открытость, начал коммуницировать с жителями. Глава региона сделал ставку на новые технологии, что позволило ему к текущей ситуации прийти с очень высоким уровнем доверия. У Вячеслава Гладкова теперь есть очень качественные личные площадки для общения с жителями. Он сформировал личный бренд. Например, в Telegram у него более 300 тысяч подписчиков — это колоссальная цифра для губернатора, учитывая, что в этом мессенджере конверсия не такая, как в других соцсетях», — подчеркнул эксперт.

Также он добавил, что аккаунты Вячеслава Гладкова в соцсетях стали ключевыми площадками для борьбы с фейками.

< Назад в рубрику