Регулирование общественных отношений в цифровой среде характеризуется некоторыми особенностями, отметил руководитель публично-правового комитета «Молодежной законотворческой палаты МГЮА» центра правового мониторинга законодательства и правоприменения Григорий Кучерин в ходе X Московского международного юридического форума «Устойчивое развитие России: правовое измерение».
Узнайте больше в полной версии ➞Это высокая степень влияния государства на отношения, складывающиеся в цифровое среде. Кроме того, важна правовая определенность создаваемых норм, то есть правовое регулирование предполагает создание правовых норм, которые являются определенными, отметил эксперт.
По его словам, также это высокий уровень подготовки лиц, которые участвуют в подготовке нормативно-правовых актов. Высокий уровень владения нормативной техникой. Важно отметить и снижение интереса к зарубежному опыту.
Является ли существующее регулирование модели цифрового пространства эффективным в современных реалиях? Для начала необходимо определить, что включает в себя правовое регулирование общественных отношений в цифровом пространстве. Руководствуясь моим исследованием, оно сегодня предполагает принятие нормативно-правовых актов и преимущественно актов стратегического планирования, которые призваны упорядочить отношения между субъектами цифрового пространства.
«Существует много классификаций, я бы хотел вспомнить регуляторные модели Алексея Минбалеева. Он выделяет три модели. Первая основана на механизме, не допускающем прямого использования прямых регуляторов. Вторая — на преимуществах регулирования. Третья модель - самая дискуссионная. Она основана на делегировании государством функций по регулированию участникам отношений», — приводит его слова РАПСИ.
Сегодня важное значение для развития системы регулирования имеют акты стратегического планирования, подчеркнул эксперт.
«На мой взгляд, есть три сценария. Первый — регулировать отдельно общественные отношения в цифровой среде отдельными неупорядоченными актами. По моему мнению, это сценарий, по которому мы идем сейчас. Второй сценарий — принятие рамочного закона, который регулировал бы отношения, но устанавливал бы механизм делегирования некоторых публичных функций участникам отношений. Третье — принятие цифрового кодекса, об этом, кстати, 4 апреля было заявлено Советом по правам человека. Идея кодекса в том, чтобы систематизировать акты в цифровой среде. В России есть практика саморегулирования. Например, стратегия регулирования рынка больших данных до 2024 года, в ней принимают участие и зарубежные, и наши компании», — отметил он.