На полях 11 Петербургского Международного юридического форума состоялась сессия «Институт парламентского контроля в современной России: новые вызовы и перспективы». Модерировал дискуссию депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю, член фракции «Единая Россия» Михаил Романов.
Узнайте больше в полной версии ➞Главными спикерами сессии стали председатель Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, статс-секретарь — заместитель министра России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Алексей Серко, аудитор Счетной палаты России Светлана Орлова, прокурор Санкт-Петербурга Виктор Мельник, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский, декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Белов.
Приветствуя участников дискуссии, Михаил Романов, подчеркнул, что система парламентского контроля, как важнейшая часть государственного управления, нуждается в правовой актуализации. Парламентарий отметил, что импульсом для начала обсуждения векторов модернизации этой системы стали рост роли федерального парламента и новая экономическая реальность в условиях санкционного давления.
«В 2020 году изменилась российская Конституция. Государственная Дума получила право утверждать большинство членов правительства России. Таким образом народовластие в нашей стране получило новую опору и парламентский контроль обрел новое значение в системе государственного управления. Однако федеральное законодательство, регулирующее контрольные функции депутатов, не обновлялось уже 10 лет, — с 2013 года. Потому задача нашей дискуссии — определить векторы стратегического изменения правовой основы парламентского контроля, таким образом, проложив маршрут модернизации системы отношений власти и общества в целом. Эту работу мы должны проводить с учетом того, что в современных условиях парламентский контроль также должен стать драйвером антисанкционного развития нашей страны», — подчеркнул Михаил Романов.
Парламентарий также рассказал о работе Комитета Государственной Думы по контролю. Введен новый формат подготовки и проведения «правительственных часов», где главы федеральных ведомств отчитываются о своей деятельности перед депутатами. Налажено тесное сотрудничество со Счетной палатой, которая представляет свое заключение на каждый министерский отчет. Ведется пристальный и эффективный мониторинг исполнения поручений Госдумы исполнительными органами власти, а также реализации государственных целевых программ и «Народной программы» партии «Единая Россия» в регионах.
Вячеслав Тимченко остановился на необходимости совершенствования системы парламентского расследования. В качестве примера он привел работу парламентской комиссии по расследованию деятельности биологических лабораторий на территории Украины. Этот кейс, по мнению сенатора, вскрыл целый ряд недостатков действующих норм, и необходимость их корректировки.
«Федеральный закон №196 о парламентском расследовании предусматривает приглашение только российских экспертов. Однако для всестороннего анализа рассматриваемых вопросов необходимо предусмотреть возможность привлечения зарубежных экспертов. Срок парламентского расследования установлен в один год. При этом сложность и многогранность исследуемого вопроса, специфика парламентского следствия может вызвать необходимость продления срока работы комиссии. К сожалению, такой механизм в Федеральном законе № 196 о парламентском расследовании не предусмотрен», — сказал сенатор.
Вячеслав Тимченко также предложил более рельефно определить на уровне федерального закона возможности региональных законодательных органов власти осуществлять полномочия по региональному парламентскому контролю.
С сенатором согласился Александр Бельский. По мнению спикера петербургского ЗакСа, в федеральном законодательстве следует установить единую для всех субъектов форму парламентского запроса, как документа, выражающего консолидированное мнение всего регионального парламента, и депутатского обращения, как способа индивидуальной коммуникации членов региональных парламентов с исполнительными органами власти.
«Предлагается разграничить в Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» правовой статус парламентского и депутатского запросов, направляемых высшими законодательными органами власти субъектов России в адрес федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов», — сказал Александр Бельский.
Светлана Орлова внесла предложение распространить парламентский контроль на отдельные документы стратегического планирования, такие как Доктрина развития Российской науки, Экологическая доктрина Российской Федерации и пр. Кроме того, аудитор выдвинула инициативу о расширении присутствия полномочных представителей палат Федерального Собрания в органах государственной власти, в первую очередь, относящихся к социальному блоку.
Алексей Серко рассказал, что в практике МЧС — тесное взаимодействие с парламентариями. Так, в течение 2022 года Министерством рассмотрено 116 запросов, поступивших от депутатов Государственной Думы и сенаторов.
Виктор Мельник также отметил растущее число обращений представителей депутатского корпуса в Прокуратуру Санкт-Петербурга, что, по мнению главы ведомства, свидетельствует о росте доверия граждан к своим представителям в парламентах разного уровня и эффективности решений, принимаемых по итогам инициированных депутатами прокурорских проверок.
Сергей Белов выразил готовность экспертов Санкт-Петербургского государственного университета к оказанию помощи законодателям по совершенствованию правовой базы парламентского контроля, а также к содействию в его реализации в части мониторинга правоприменительной практики исполнения уже принятых законов и прогнозирования эффективности разрабатываемых норм.