Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова провела второе заседание Координационного совета по вопросам социальной интеграции детей и молодых взрослых с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), который она возглавляет. Совет создан в прошлом году для реализации стратегической программы детского омбудсмена «Сопровождение через всю жизнь».
Узнайте больше в полной версии ➞Задача совета — тиражировать успешные региональные практики помощи и социальной интеграции на всех этапах жизненного маршрута детей и молодых взрослых с инвалидностью и ОВЗ. Работа строится по четырем направлениям программы «Сопровождение через всю жизнь»: «Протокол сообщения диагноза», «Центры дневного пребывания», «Ментальное здоровье», «Сопровождаемое проживание».
«Сегодня в программе "Сопровождение через всю жизнь" 32 пилотных региона, из них шесть участвуют по двум и более направлениям. Наибольший интерес субъекты проявили к направлению "Центры дневного пребывания"», – рассказала Мария Львова-Белова.
Уполномоченный отметила, что подготовительная работа завершена и необходимо приступить к практической части программы — тиражированию и внедрению социальных практик. При этом, считает она, важно решить ряд задач, в числе которых закрепление понятия «центр дневного пребывания» в нормативно-правовой базе, расширение поддержки детей с тяжелыми нарушениями здоровья. «В поездках по регионам вижу, что недостаточно развиты группы дневного пребывания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития на базе детских садов, а также отделений социальной защиты», — подчеркнула Мария Львова-Белова.
Детский омбудсмен напомнила, что всего в 2023 году в пилотных регионах планируется открыть не менее десяти центров дневного пребывания для детей с инвалидностью.
«Много проблем еще предстоит решить по направлению "Ментальное здоровье". Стоит отметить недостаточно высокий охват услугами ранней помощи детям с РАС в отдельных регионах, особенно в сельских районах. Также нуждаются в поддержке сфера дополнительного образования и организации летнего отдыха детей с РАС и другими ментальными нарушениями, система сопровождения трудовой занятости», — отметила она.
Еще одним направлением программы является «Протокол сообщения диагноза» родителям детей-инвалидов. Такой инструмент нужен для того, чтобы врачи не только деликатно озвучивали диагноз, но и объясняли, как нужно действовать дальше, к каким специалистам обращаться для реабилитации, рассказывали о существующих мерах поддержки.
«Для продвижения протоколов сообщения диагноза необходимо повышение информированности врачей и медицинских работников. Для этого необходимо включить обязательный тематический блок по медицинской коммуникации в курсы непрерывного медицинского образования для врачей, разработать онлайн-курс по повышению информированности врачей и медицинских работников, включить в программу обучения на старших курсах обязательный блок по навыкам этичного сообщения диагноза», — заявила Мария Львова-Белова.
Также планируется создать раздел на сайте Уполномоченного для информационного продвижения протокола на федеральном уровне. На ресурсе будет публиковаться информация для врачей, родителей, партнерских НКО, добавила детский омбудсмен.
«Сопровождаемое проживание – альтернатива интернатным учреждениям. Сейчас в них проживают порядка 160 тысяч граждан с инвалидностью. Часть из них могли бы и хотели бы жить самостоятельно. Уже более десяти лет НКО занимаются развитием сопровождаемого проживания. Сложились основные подходы, сформированы практические наработки. Сейчас сопровождаемое проживание закреплено и нормативно», — рассказал Заместитель министра труда и социальной защиты России Алексей Вовченко.
Заместитель полномочного представителя президента России в ПФО Олег Машковцев поделился предложениями, способствующими оказанию помощи людям с РАС. Они сформированы на основе опыта реализации общественного проекта «Ментальное здоровье» в Приволжском федеральном округе, в рамках которого создается система поддержки людей с особенностями ментального развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра.
Серьезной задачей является подготовка специалистов, которые могли бы работать с детьми с нарушениями здоровья.