Россия
15:09, 11 июля 2023

Эксперты рассказали о правовых последствиях приема «цифрового алкоголя»

Эксперты оценили правовые последствия приема «цифрового алкоголя» и «аудионаркотиков»
Фото: Екатерина Якель / «Лента.ру»

Если вред от приема «цифрового алкоголя» и прослушивания «аудионаркотиков» будет научно доказан, то их распространение необходимо законодательно запретить по аналогии с запретом контента, склоняющего подростков к суициду, а блокировкой таких материалов должен заняться Роскомнадзор. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации). При этом расширять текущее понятие наркотиков не нужно, поскольку блокировать можно любую информацию, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность, уверены специалисты.

Узнайте больше в полной версии ➞

В понедельник, 10 июля, на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге представители делегации из Казахстана представили «цифровой алкоголь» — изделие, представляющее собой наушники, издающие специальные звуки, прослушивание которых, по словам изобретателей, «расслабляет как шот алкоголя».

По словам адвоката, заместителя председателя МКА «Центрюрсервис» Ильи Прокофьева, в настоящее время законодательство не регулирует и не содержит запрета на производство и распространение такого рода продукции.

Его коллега, партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права «Максима Лигал» Максим Али в свою очередь предположил, что если «цифровой алкоголь» и «цифровые наркотики» привлекут внимание государства, то их распространение в сети может блокироваться Роскомнадзором.

«Для этого даже не нужно расширять текущее понятие наркотиков. Блокировать можно любую информацию, за распространение которой предусмотрена административная или уголовная ответственность. А в законе давно есть составы за причинение вреда здоровью и оказание небезопасных услуг. Не говоря уже о том, что в практике пропаганда наркотиков трактуется максимально широко — а это тоже блокировка, и еще штраф», — отметил эксперт.

При этом адвокат не исключил, что в случае, если производители такой цифровой продукции обманывают клиентов относительно ее эффекта, то они вполне могут стать фигурантами уголовного дела о мошенничестве.

Он напомнил, что «цифровой алкоголь» и даже «цифровые наркотики» отнюдь не новое явление. «В середине нулевых был бум «аудионаркотиков». Пользователям предлагалось купить и прослушать определенные звуковые файлы, напоминающие шумы. Якобы за счет бинауральных волн такие специфически звуки вызывали психоактивное действие. Насколько мне известно, никаких веских доказательств эффекта от таких «аудионаркотиков» так и не появилось. Равно как и доказательств их вреда. Но свой юридический след цифровые наркотики все же оставили — их запрещено продвигать правилами «В Контакте», — добавил адвокат.

Начальник кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Альберт Тумаков также указал, что «аудионаркотики» не являются каким-то новым изобретением.

«Внятного научного обоснования их действенности за все время их существования так и не было получено. Различные эксперты, объясняя реакцию людей, «принимавших» подобного рода «наркотики» и ощутивших какое-либо изменение своего состояния, ссылаются на эффект плацебо. Представляется, что само название «цифровые наркотики» манипулятивно и направлено на то, чтобы вызвать у человека ассоциацию с запретным плодом, вкусить который, в отличии от реальных наркотических веществ, можно без риска возникновения юридической ответственности. Однако эта манипуляция подействует не на всех, поскольку испытывать на себе то, что прямо названо наркотиком у здравомыслящего человека желания не возникнет», — отметил Тумаков.

По его словам, маркетинговая модель «цифрового алкоголя» работает по такой же схеме.

«Однако представляется, что цифровой алкоголь – это явление, хайп вокруг которого искусственен и, вероятно, скоро рассеется вовсе. Таким образом, планы о строительстве цифровых наркологических отделений преждевременно, хотя цифровой детокс создателям «цифрового алкоголя» пошел бы на пользу», — заметил Тумаков.

Он отметил, что до тех пор, пока в широкий оборот не вошли нейрочипы, которые действительно могут оказывать непосредственное воздействие на определенные области головного мозга, и специальные программы для этих чипов, под управлением которых будут стимулироваться зоны, отвечающие, к примеру, за удовольствие, говорить о цифровых наркотиках или алкоголе как о действительном явлении, а не маркетинговом ходе, преждевременно.

Татьяна Романова

< Назад в рубрику