Ко Дню PR-специалиста, который в России отмечают 28 июля, медиахолдинг Rambler&Co опросил более 100 тысяч интернет-пользователей со всей России и узнал, чем же, по их мнению, занимаются пиарщики. Судя по аналогичному исследованию, которое проводилось медиахолдингом в 2021 году, россияне стали больше знать об этой профессии и выше оценивать таких специалистов.
Узнайте больше в полной версии ➞Исследование показало, что 99 процентов респондентов имеют представление о том, чем занимается пиарщик. Но версии разные: 43 процента считают, что эти специалисты отвечают за имидж и репутацию компании или персоны, по 16 процентов называют их мастерами по написанию пресс-релизов и работе с негативом. 10 процентов уверены, что PR-менеджеры круглосуточно общаются с людьми и всех знают, семь процентов считают их теми, кто организовывают мероприятия, четыре процента — размещают рекламу, три процента — проводят все время «в телефоне». Только один процент опрошенных не понимают, чем занимаются специалисты этой профессии. В аналогичном исследовании 2021 года о задачах пиарщика не знали 20 процентов респондентов.
Две трети (66 процентов) россиян убеждены, что пиарщики нужны абсолютно всем компаниям. 25 процентов считают, что такие специалисты должны работать не в штате, а либо на аутсорсе, либо иметь договор с коммуникационным агентством. Шесть процентов видят пользу инхаус-PR только в крупных компаниях, три процента процентов — только в малом и среднем бизнесах.
Одинаковое количество респондентов высказались, что пиарщику необходимо профильное образование (35 процентов) и что личные качества вкупе с практикой намного важнее (35 процентов). 12 процентов очень удивились, что можно выучиться на PR-специалиста, девять процентов предположили, что достаточно получить любое высшее образование. шесть процентов считают, что обучение не важно, если есть нужные связи и контакты, три процента не видят пользы от образования в этом направлении.
Среди самых необходимых личностных качеств пиарщика респонденты назвали коммуникабельность (15 процентов), умение анализировать (12 процентов), стратегическое мышление (11 процентов), грамотный русский язык (11 процентов), налаженные связи (10 процентов). Остальные гибкие навыки (эмпатия, многозадачность, стрессоустойчивость и другие) набрали менее 10 процентов каждый.
В 2023 году россияне стали высоко оценивать труд пиарщиков. Почти две трети (65 процентов) думают, что они получают более 200 тысяч рублей, четверть (25 процентов) — от 50 до 200 тысяч рублей, каждый десятый (10 процентов) — не более 50 тысяч рублей. В 2021 году предполагаемая зарплатная вилка была кардинально другой: 50 процентов – от 50 до 200 тысяч рублей, 31 процент — от 200 тысяч рублей, 19 процентов — не более 50 тысяч рублей. При этом самыми важными KPI (показателями эффективности) для таких специалистов респонденты называют улучшение бизнес-показателей (30 процентов), увеличение охвата аудитории (19 процентов), рост индекса цитируемости (14 процентов) и количества публикаций в СМИ (11 процентов). Остальные метрики (снижение негатива, PR Value — эквивалент рекламной стоимости, обеспечение трафика на ресурсы компании и другие) набрали менее 10 процентов каждая.
Отвечая на вопрос о новых технологиях в профессии, почти половина (47 процентов) участников опроса считают, что искусственному интеллекту полностью не заменить пиарщика в ближайшее время, остальные бы делегировали ему ряд задач. Например, 28 процентов с помощью ИИ анализировали бы реакцию аудитории на PR-кампанию, 12 процентов — делали мониторинг упоминаний бренда или персоны, семь процентов — писали пресс-релизы, шесть процентов — выбирали наиболее подходящие для продвижения СМИ.
Опрос проходил на активах медиахолдинга Rambler&Co с 13 по 20 июля 2023 года, охват составил 104 182 интернет-пользователя, среди которых 72 процентов мужчин и 28 процентов женщин. Каждый десятый участник опроса — PR-специалист.