Авторам нового учебника по истории удалось решить очень непростую задачу: они нашли средний путь между Сциллой и Харибдой идеологической атмосферы нашего общества. Они показали нашу новейшую историю, избежав как радикально-либерального, нигилистически антикоммунистического, так и апологетически-просоветского ностальгического подходов. Об этом в разговоре с «Лентой.ру» по поводу нового учебника истории говорил доктор философских наук, профессор-исследователь НИУ ВШЭ, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России Леонид Поляков.
Узнайте больше в полной версии ➞«Именно такой учебник отвечает потребностям современной российской школы и именно потому он должен быть не просто единым, но действительно — единственным», — подчеркнул Леонид Поляков.
Новый учебник не будет монополией на знание прошлого, напротив — это станет для учеников и учителей исходной площадкой для того, чтобы о нашем прошлом судить с фактами в руках, с продуманными аргументами и с полным правом делать собственные выводы. В том числе и при сдаче Единого государственного экзамена, уверен ученый.
Пока особого ажиотажа в реакции у российской общественности на появление нового учебника по истории не наблюдается. Но в оппозиционных кругах заметна крайне нервная реакция, заметил Леонид Поляков.
«И это вполне объяснимо: в учебнике рассматривается период с 1945 по 2023 год. При чем рассматривается вполне объективистски — с приведением всех ключевых фактов, с построением логически обоснованных выводов, с объяснением причин тех или иных решений российской власти. Естественно, что такая методология при изложении темы СВО на Украине не оставляет места для антироссийских идеологем и русофобских фейков. В этом отношении учебник, на мой взгляд, можно считать удачным форматом контрпропаганды: которая не навязывает ученику обязательную точку зрения, но показывает правду», — отметил ученый.
По мнению Леонида Полякова, такой объективизм и вызывает наибольшее раздражение у оппозиционных критиков. С их стороны раздаются либо самые общие упреки в том, что новый учебник — это вообще не история, а пропагандистские материалы партии «Единая Россия». Либо придирки к якобы имеющимся в учебнике фактическим неточностям. Так, например, один из критиков заявил, что передача Крыма в состав Украины в 1954 году, характеризуемая в учебнике как незаконная, на самом деле была выполнена с соблюдением всех действовавших тогда правовых норм. Однако элементарное обращение к Основному закону РСФСР показывает, что Президиум Верховного Совета РСФСР не имел полномочий для такой передачи.
«На встрече СПЧ с президентом России Путиным в декабре прошлого года я попросил Владимира Владимировича инициировать процесс создания новых учебников по истории и обществознанию для старших классов школы, которые отражали бы сегодняшнюю реальность страны и ее положение в мире. И вот первый результат — комплект учебников по истории России для 10 и 11 классов поступил в наши школы», — добавил Леонид Поляков.