Экономика
15:48, 30 августа 2023

«Тинькофф» запустил сервис по защите от телефонных мошенников

«Тинькофф» запустил сервис «Защитим или вернем деньги»
Татьяна Романова
Фото: Chad Madden / Unsplash

«Тинькофф» запустил сервис по защите от телефонного мошенничества и возврату денежных средств клиентам, ставшим жертвами обмана. Таким образом кредитная организация начала подготовку системы к выполнению требований принятого в июле 2023 года федерального закона, обязывающего банки возвращать украденные средства.

Узнайте больше в полной версии ➞

Как рассказали в «Тинькофф», «Защитим или вернем деньги» — это первый в России сервис, который способен определить мошенничество во время звонка с вероятностью более 99 процентов. Сервис работает на технологиях «Тинькофф Защиты», в основе которых лежат алгоритмы банковской антимошеннической платформы и собственного телеком-оператора «Тинькофф Мобайл».

Сервис предоставляет клиенту четырехуровневую защиту. Во-первых, это определитель номера от «Тинькофф», который предупредит, кто звонит с неизвестного номера: мошенник, спамер или это потенциально полезный звонок с указанием категории или названия организации. База данных пополняется в режиме реального времени.

Сервис способен защитить не только денежные переводы, как того требует закон, но и другие сценарии: передачу данных, раскрытие кодов и даже снятие денег в банкомате под воздействием мошенников.

«Мошенники используют все доступные технологии, чтобы обманывать людей, создают масштабные колл-центры, специальные интерфейсы по типу облачных баз данных, в которых мгновенно можно изготовить поддельное удостоверение госорганов или учреждений, получить сведения о последних актуальных сценариях развода и доступ к персональным данным россиян. Жертвами становятся люди любого возраста и уровня образования, поэтому так важно было исключить человеческий фактор, не дать мошенникам возможность втереться в доверие ― прервать разговор и предотвратить потери. Для борьбы с таким подготовленным противником мы используем синергию всех решений экосистемы, чтобы создать непробиваемую технологическую броню, которая защитит клиентов на всех этапах мошеннической схемы, начиная с первого телефонного звонка и заканчивая переводом денег», — рассказал Алексей Бакланов, вице-президент, руководитель Центра экосистемной безопасности Тинькофф.

Второй уровень — защита звонков, которая включается с сим-картой Тинькофф Мобайла. С помощью технологий выявления мошенничества во время звонка «Нейрощит», Call Defender и других можно информировать банк о мошенническом звонке.

Третий уровень призван обезопасить операции выше определенной суммы. Для переводов сверх лимита потребуется дополнительная проверка — с помощью селфи, СМС или звонка из колл-центра.

Четвертый — блокировка подозрительных транзакций. Система фрод-мониторинга, усиленная технологиями искусственного интеллекта, автоматически анализирует операции и в случае подозрения на мошенничество подает сигнал для блокировки операции.

В «Тинькофф» отмечают, что в подавляющем большинстве случаев смогут компенсировать потери в течение одного рабочего дня. Однако в отдельных случаях может потребоваться заявление в правоохранительные органы, чтобы исключить вероятность умышленного злоупотребления сервисом.

Чтобы рассчитывать на компенсацию украденных средств в рамках сервиса «Защитим или вернем деньги», необходимо наличие ряда условий, например, использование мошенниками социальной инженерии. И, напротив, если клиент проигнорировал все предупреждения банка и продолжил диалог со злоумышленниками, потерянные средства компенсироваться не будут. Также действие сервиса не распространяется на сценарии перевода денег самому себе на счета в другие банки.

«Как показывает практика, искоренить проблему советами по финграмотности невозможно, нужны другие способы, один из которых и предлагает «Тинькофф», — рассказал изданию генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.

Эксперт считает, что симбиоз банковского игрока и оператора благодаря пересечению больших объемов данных о платежном поведении, входящих звонках и других вариантов Big Data позволит компании обеспечить работу этого защитного решения в проактивном режиме, то есть предотвратить процесс кражи еще до завершения операции. Денис Кусков уверен, что это решение будет пользоваться заметным спросом на рынке. «Ведь для клиента это большое преимущество, даже если он поверит мошеннику и платеж будет проведен: есть защита от банка и человеку вернут полную сумму», — добавил эксперт.

Законодательные изменения, касающиеся компенсации потерянных средств, вступят в силу через год после опубликования документа — 24 июля 2024 года. Кредитные организации уже начали готовить условия и тестировать системы предотвращения мошенничества. Однако, по мнению экспертов, чем раньше начнется активное противодействие этому явлению, тем быстрее ситуация изменится в лучшую сторону. Как заявил «Известиям» глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, по мере подключения банков к базе ЦБ сервис можно запустить и раньше. По словам депутата, срок устанавливался по просьбе участников рынка, поскольку им нужно проводить технологические доработки для обмена информацией с базой регулятора.

Анатолий Аксаков уверен, что когда банки реализуют требуемый законом функционал, ситуация с кибермошенничеством значительно поменяется в лучшую сторону. Он не исключает, что число краж может сократиться в десятки раз. Сейчас же, по данным ЦБ, только во втором квартале 2023-го злоумышленники совершили 279,7 тысячи операций без согласия клиентов на сумму 3,6 миллиарда рублей. При этом кредитные организации возместили клиентам 4,5 процента этой суммы.

< Назад в рубрику