В минувшие выходные в Нижнем Новгороде прошел ежегодный Международный фестиваль медиаискусства INTERVALS 2023. За шесть лет с момента его появления он приобрел статус культового события для города, которое собирает сотни тысяч зрителей и десятки медиахудожников со всего мира. Как прошел INTERVALS в этом году — в материале «Ленты.ру».
Узнайте больше в полной версии ➞Мало кто знает, что именно в Нижнем Новгороде находится студия, которая делает лучшие лазерные и световые шоу по всему миру. Называется она Dreamlaser, и это один из мировых лидеров среди компаний, которые создают световые инсталляции и мультимедиаперформансы. Для масштабных шоу у них есть все: и продакшен, и парк оборудования для стадионных шоу. Dreamlaser — то, чем по праву гордятся нижегородцы. Именно эта компания в 2017 году провела первый INTERVALS, причем сделала это на собственные деньги.
Это сейчас аудитория INTERVALS — сотни тысяч человек. А тогда, в 2017 году, полюбоваться медиаискусством пришли 15 тысяч человек — на тот момент астрономический показатель для Нижнего Новгорода. Бессменный куратор фестиваля Ксения Чеховская вспоминает, что это даже вылилось в трения с городскими службами, которые не были готовы к такому потоку людей.
За шесть лет INTERVALS стал одной из визитных карточек Нижнего Новгорода. В дни фестиваля в городе особая атмосфера — не каждый день увидишь, как 800-летний русский город на высоких берегах Волги становится холстом для современного медиаискусства.
В 1221 году Нижний Новгород строили как последний форпост русских земель на востоке. Отсюда на Москву выходили Минин с Пожарским. Здесь сохранился большой каменный кремль, построенный на века на крутых волжских берегах. Здесь писал Горький и пел Шаляпин. Однако, несмотря на укорененность в истории и некую русскую фундаментальность, Нижний не забронзовел. Напротив, за последние несколько лет он, кажется, окончательно закрепил за собой статус креативной и творческой столицы России. И отчасти это заслуга INTERVALS.
Инсталляции буквально «подсветили» некоторые точки на карте и открыли их потенциал. Например, Черниговскую набережную, где теперь идет стройка, пространство под метромостом, пакгаузы XIX века на Стрелке на месте бывшего Горьковского порта, которые когда-то, когда художники впервые выбрали эту локацию, были только расчищенными от соседних построек заржавевшими металлическими конструкциями. Теперь же Стрелка и Пакгаузы — одна из самых стильных визитных карточек Нижнего, где отдыхают жители и проходят выставки и лекции. Это широкая открытая местность с дикими цветами и зеркальными павильонами, накрытыми металлическими индустриальными ребрами в духе Эйфелевой башни, окруженная водой и овеваемая волжскими ветрами.
Городское пространство в Нижнем Новгороде начало активно меняться в преддверии юбилея и после него. Созданная за несколько лет до празднования некоммерческая организация «ЦЕНТР 800» продолжила работу уже после 800-летия города и курирует все значимые проекты по благоустройству города, тесно сотрудничая, в частности, с организаторами фестиваля и Dreamlaser.
Несмотря на политическую напряженность, на INTERVALS 2023 свои инсталляции продемонстрировали художники не только из России, но и из Индонезии, Австралии, Японии, Испании и Китая. Кроме того, в фестивале поучаствовали и известные российские студии и авторы.
Для ее создания он попросил искусственный интеллект дать определение красоты от лица разных людей: дизайнера, эколога, космонавта, художника и ребенка. Получившийся результат он проиллюстрировал роликом, в который интегрировал так называемую футурокаллиграфию — творческое переосмысление алфавита и письменной речи.
В бывшем заброшенном типографском помещении «ЦЕХ» повисла невероятная гипнотическая световая труба из колец от студии С Е Т А П, которая напоминает одновременно о фильмах о космосе и погружает в приятный транс.
На недавно построенном скалодроме «Горадром» установили масштабную инсталляцию Palindrome Codex от дуэта Cao Yuxi (James) и Lau Hiu Kong (Lawrence) из Китая. Она была исполнена в виде большого изогнутого экрана, похожего на рампу, по которому могли ходить зрители, буквально становясь частью необычного аудиовизуального перформанса, целью которого было перевернуть представления зрителей о линейности времени и истории. На рампе действительно складывалось ощущения падения в своего рода «матрицу», в которой привычная жизнь происходит в параллельном пространстве, а наблюдатель находится в некой камере, позволяющей фиксировать ее ритмы и вибрации как бы извне.
Японец Сехей Фудзимото создал в историческом концертном зале Нижегородского хорового колледжа инсталляцию intangible #blank.
Пересекающиеся лучи лазеров формируют особый порядок линий, которые выстраиваются в своего рода строчки или перекрестки, создавая из пустоты недолговечные геометрические конструкции. Однако заходящие внутрь куба посетители, кажется, думали не столько о пустотах, сколько об ограничениях: иллюзорных и настоящих, ведь пересечения лазерных лучей напоминали им подвижные барьеры, а иногда даже подобие клетки.
Всего на нынешнем INTERVALS было представлено более 30 работ в 15 разных локациях: на улице и в помещениях. На три дня привычные точки на карте получили импульс креативного переосмысления и превратили город в объект искусства.