Биржевые цены на топливо в четверг снизились после рекордного роста в последние месяцы: бензин подешевел почти на 6 процентов, дизель — более чем на 2 процента, свидетельствуют данные торгов Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Узнайте больше в полной версии ➞В четверг правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизеля для стабилизации внутреннего рынка. Минэнерго ранее в четверг прокомментировало, что вводимые ограничения позволят пресечь серый экспорт моторных топлив и насытить внутренний рынок. В министерстве ожидают, что мера может привести к дополнительному снижению цен. Срок действия ограничений будет зависеть от насыщения рынка и результатов этой меры.
В четверг стоимость бензина марки «Регуляр-92» на бирже в европейской части России снизилась на 5,74 процента, до 61,883 тысячи рублей за тонну , «Премиум-95» — на 3,97 процента до 66,521 тысячи рублей за тонну, летнее дизтопливо подешевело на 2,15 процента, до 71,869 тысячи рублей за тонну.
Стоимость сжиженных углеводородных газов (СУГ) снизилась на 2,64 процента, до 27,756 тысячи рублей за тонну. На Урале и в Сибири, где находятся основные производители СУГ, этот вид топлива подешевел на 3,67 процента, до 22,626 тысячи рублей за тонну.
«Мы уже видели, что начиная с начала этой недели бензин Аи-92 упал примерно на 10 процентов, дизель упал примерно на 2,5-3 процента начиная с начала этой недели. Данная мера должна дать эффект очень быстро, потому что прекратится вымывание объемов на экспорт. Достаточно ощутимый объем покупался недобросовестными участниками на рынке на бирже или на нефтебазах и далее вывозился на экспорт. Сейчас такой возможности нет», — прокомментировал решение правительства в четверг замглавы Минэнерго России Павел Сорокин.
Биржевые цены на бензин и дизтопливо в последние месяцы достигали рекордных уровней. Среди причин сложившейся ситуации Министерство энергетики России назвало девальвацию рубля, повлиявшую на экспортные товары, в том числе нефть и нефтепродукты, а также мировой дефицит дизеля, особенно в Европе.
По мнению экспертов, важную роль в регулировании российского топливного рынка играет механизм демпфера. Так, если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы. В обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет. С 1 сентября выплаты по топливному демпферу были снижены на 50 процентов. Из-за этого сложилась ситуация, когда топливо стало крайне невыгодно поставлять на внутренний рынок. Этим также воспользовались так называемые «серые экспортеры», которые вывозили из страны объемы топлива, по которым со стороны государства уже был выплачен демпфер. Таким образом, бюджет России нес расходы, а на внутреннем рынке возникали риски образования дефицита топлива.
«Данная мера как раз прикрывает [возможность серого экспорта], поэтому тот объем, который вертикально интегрированные компании и добросовестные участники направляют на экспорт, он полностью закроет все потребности и создаст избыток на рынке топлива, что уже влияет на цену», — пояснил Сорокин.