Доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков прокомментировал постановление №1537 «О введении временного запрета на вывоз бензина товарного и дизельного топлива из Российской Федерации».
Узнайте больше в полной версии ➞«На следующий день цены рухнули в среднем на 11,63 процента. 22 сентября во время торгов на Санкт-Петербургской бирже цена тонны АИ-92 снизилась на 9,63 процента, АИ-95 — на 10,76 процента, а дизеля — на 14,52 процента», — сказал он.
Крутаков отметил, что весной 2023 года глава Минфина Антон Силуанов заявил о планах вдвое снизить компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (топливный демпфер) с 60 до 30 миллиардов рублей в месяц, приводят слова Крутакова «Ведомости». Объяснил министр свое заявление необходимостью компенсировать падение нефтяных доходов бюджета.
Минфин своего добился, однако, по словам Крутакова, «стартовало ценовое ралли, и к 15 сентября цена самого ходового АИ-92 на Санкт-Петербургской бирже впервые в истории страны превысила 70 тысяч рублей за тонну».
Рост цен в два с лишним раза превысил инфляционный рост, отметил политолог. На Восточном экономическом форуме президент России Владимир Путин заявил, что правительство своевременно не отреагировало на рост цен, после чего 21 сентября и было принято решение об ограничении экспорта нефтепродуктов.
Вслед за этим, 22 сентября, вице-премьер правительства России Александр Новак решил собрал руководителей крупнейших нефтяных компаний и провел с ними беседу.
По словам Крутакова, на совещании представитель «Газпром нефти» заявил, что запрет экспорта и насыщение нефтепродуктами внутреннего рынка приведет к их дефициту. Руководитель компании Александр Дюков об этом публично заявлял и ранее. Обосновала свою позицию «Газпром нефть» тем, что экспортное эмбарго снизит эффективность НПЗ в России и, соответственно, уменьшатся объемы переработки нефти компанией, напомнил политолог.
Представитель «Лукойла» сказал, что запрет вынудит их остановить в перспективе свои НПЗ. Обоснование — практически все нефтепродукты «Лукойла» идут на экспорт по нефтепродуктопроводам.
Глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов заявил, что запрет на экспорт нефтепродуктов приведет к срыву Северного завоза в районы Крайнего Севера, напомнил Крутаков.
Политолог считает, что, по мнению нефтяников, «российский частный бизнес выстроен не под решение задач внутреннего развития, импортозамещения и суверенитета, а под превращение природных богатств страны в личные прибыли».
Более 80 процентов производимых «Сургутнефтегазом» ГСМ отправляется на экспорт. «Лукойл» изначально выстроен под «заграницу», на многих заправках которого дизель сегодня отсутствует, напомнил Крутаков. У «Газпром нефти» рентабельность НПЗ напрямую зависит от объемов экспорта нефтепродуктов, напомнил доцент.
По его словам, по автомобильным бензинам доля биржевых продаж «Лукойла» составляет 13,8 процента от общего производства, доля «Газпром нефти» — 13,3 процента, «Сургутнефтегаза» — 13,1 процента. По дизтопливу соответственно: 9,4 процента; 9,2 процента и 9,7 процента.
Он напомнил, что доля «Роснефти» по бензинам 23,5 процента, а по дизтопливу — 21,8 процента. Если брать весь объем реализуемых на бирже нефтепродуктов, то на «Роснефть» по бензинам приходится 39 процентов всех продаж, по дизтопливу — 40, а по мазуту — 68. Цифры даны по периоду продаж с января по август 2023 года.
Избытка нефтепродуктов на внутреннем рынке нет, утверждает политолог.
«Хочется просто задать вопрос: и что? Да — объем реализации на внутреннем рынке вырастет. Да — цены пойдут (уже пошли) вниз. Да — нефтяным компаниям придется перестраивать свои стратегии развития. Что здесь плохого для страны? Почему частные компании не думали о последствиях, когда гнали нефтепродукты на экспорт и спекулятивно загоняли цены на бирже в поднебесье? Почему политика государства должна выстраиваться под интересы частных предпринимателей, а не под интересы государства и его граждан», — заявил политолог.