Россия
17:04, 3 октября 2023

Общественники рассказали о манипуляциях западных платформ

В России рассказали о беспокойстве в США по поводу работы IT-гигантов
Арина Орлова (Райтер)
Фото: Tsyhun / Shutterstock / Fotodom

В Общественной палате прошел круглый стол по теме «Поисковые системы — ключ к информации или инструмент манипулирования?». Участники мероприятия обсудили способы манипуляции мнением и поведением интернет-пользователей со стороны IТ-корпораций и риски, которые подобная политика технологических гигантов несет для российских граждан.

Узнайте больше в полной версии ➞

Председатель комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты Рифат Сабитов отметил, что крупнейшие западные IТ-гиганты, такие как Google с его видеохостингом YouTube, Instagram и Facebook (обе платформы принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России, они также запрещены в России) , помимо угрозы монополий, несут очевидную опасность в области управления умами.

«Это очень важно — возможность напрямую влиять на мнения людей и рисовать для них мировую панораму своими красками, своими понятиями. Эти IТ-гиганты скрывают принцип своей работы и своих рекомендательных алгоритмов. Именно эти алгоритмы являются основным инструментом ненавязчивого донесения определенных установок и, в общем, манипулирования сознанием», — указал эксперт.

Рифат Сабитов обратил внимание на то, что беспокойство по поводу деятельности IТ-гигантов испытывают даже на их родине, в США. Пример тому — штраф, наложенный на Google за попытку отслеживания поведения молодежи.

«Не только мы, а все мировое сообщество такими вопросами озадаченно, и ищет пути отсечения возможного влияния и манипулирования сознанием людей. Особенно это касается продвижения либеральных ценностей», — добавил он.

На проблему воздействия западных социальных сетей и видеоконтента на несовершеннолетних обратил внимание первый заместитель председателя комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты Александр Малькевич. По его словам, жизнь в экране обходится детям дорого: это и расшатанная психика, и низкая успеваемость, и ослабление иммунной системы, и плохое настроение.

«Мы много раз говорили, что все эти флешмобы, челленджи, веселые танцы в TikTok — это все кампании на основе игровых технологий и социотехник. Но теперь мы понимаем, что это все направляется людьми, которые работают, в том числе, в НАТО», — подчеркнул спикер.

Основатель общественного движения «Гражданский комитет России» Артур Шлыков подтвердил крайнюю политизированность бигтеха.

«Все IТ-гиганты западного происхождения и, разумеется, финансирования, имеют сугубо политическое руководство с финансовым инструментарием. Это базовая основа. Добавим, что кроме математики в разработках участвуют новейшие достижения в психологии, социологии и так далее, в самых различных областях», — высказался он.

Политолог, директор АНО «Фонд "Региональная политика"», член Общественной палаты Евгений Забродин рассказал о том, как работает информационная политика Запада, на примере Африки.

«То, как ведут себя поисковики и поисковые компании, а вернее IТ-гиганты, в отношении некоторых суверенных стран, вызывает не просто вопросы, а иногда — возмущения. Мы видим, что поисковые выдачи специально практически всегда дают "Википедию" одним из главных ресурсов — первых ресурсов, по которым люди задают вопросы. И мы понимаем абсолютнейшую тенденциозность "Википедии", понимаем, что этот ресурс, который вроде как модерируется свободно, на самом деле очень несвободный», — описал выступающий.

Эксперт в области кибербезопасности в социальных системах, выпускник Мастерской новых медиа Иван Милованов заметил, что функция влияния на целевую группу — это то, ради чего многие западные платформы и создавались изначально.

По словам специалиста, те же иностранные соцсети на первый взгляд кажутся бесплатными ресурсами, однако, как всегда в таких случаях, своя плата за их использование есть. Условно говоря, изначально этой платой был просмотр рекламы, примерно с 2010-х компании стали активно интересоваться персональными данными и собирать их в огромных количествах, а сегодня мы пришли к тому, что основная цена — это возможность оказывать влияние на принятие решений пользователей.

< Назад в рубрику